пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Доверенность – пустой звук или реальное право?

В ГИБДД поступило предложение отменить доверенность на автомобиль. По мнению Московского центра борьбы с пробками, этот документ доставляет больше проблем автомобилистам, а толку от него мало. Активисты считают, что полиса ОСАГО с указанием лиц, допущенных к управлению авто, достаточно для подтверждения их права находиться за рулем конкретной машины.

«В соответствии с российским КоАП при отсутствии данного документа автомобиль эвакуируют и на спецстоянку. В этом году такая процедура становится платной, и, по сути, честные, хоть и немного забывчивые граждане будут вынуждены выкидывать на ветер миллионы рублей, – пишет в своем блоге руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. – Предлагаю, наконец, отменить доверенность (простую письменную форму) на автомобиль и прицеп заодно. <...>

Мировая практика пришла к следующему правилу: если водитель (не собственник) пользуется автомобилем, который не находится в угоне, имеет на него техпаспорт, то более никаких документов ему не требуется. Более того, доверенность и полис ОСАГО дублируются, так как в последнем внесены данные о лицах, которые допущены к управлению машиной. <...>

Большинство лиц, чьи автомобили были задержаны по «проблемам с доверенностью», просто забывают ее дома или вовремя переоформить. Эта процедура превратилась в перепись честного населения, то есть тех, кто не договорился с инспектором ДПС на месте.

Оформление доверенности в простой письменной форме не мешает ее подделать и не создает дополнительные трудности при угоне».

ПДД действительно обязывает водителя в отсутствие собственника иметь при себе документы на право владения или пользования авто, и в их числе должна быть доверенность. В противном случае инспектор имеет право вынести предупреждение и выписать символический штраф в 100 рублей, но при этом водителя отстраняют от управления, а машину отправляют на штрафстоянку (КоАП 12.3 ч.1).

Другой вопрос, как оформляется эта доверенность – она может быть написана от руки или на специальном бланке, или на обычном тетрадном листке. Не требуется никаких печатей, заверений у нотариуса – по сути, ее можно написать «на коленке». Если у водителя есть документы, он записан в полисе, «восстановить» забытый документ можно самостоятельно. Но это незаконно, причем в плоскости уголовного права. Зачем провоцировать человека на противоправные действия, если у него есть документы на машину и он указан в полисе автогражданки?

«Я вообще за любое упрощение, которое касается документов на автомобиль. И отмену доверенности я также поддерживаю – зачем возить с собой этот ворох бумаг? Я согласен, что, если у человека есть права, документы на машину и он занесен в полис ОСАГО, зачем какие-то дополнительные доказательства его допуска к управлению? – говорит автоюрист Лев Воропаев. – Многие водители просто забывают доверенность дома или вовремя ее не продлевают, а ГИБДД, пытаясь связать этот документ с профилактикой угонов, на мой взгляд, просто оправдывают свои промахи. В конце концов, написать доверенность на простом листе бумаге от руки – это не проблема. Другой вопрос, что за это как за подделку документов грозит уголовная ответственность».

Если автогражданка «закрытая» (в полисе прописаны конкретные водители, допущенные к управлению этим авто), она действительно может расцениваться как дубликат доверенности. Как правило, в полис все равно вписываете тех людей, которым вы доверяете, знакомы с их уровнем водительских навыков. Но с открытым полисом, когда управлять машиной может неограниченный круг лиц, все сложнее. Получается, что автомобиль можно передавать кому угодно. А если этот человек на вашей машине сбил пешехода? Он может скрыться с места ДТП и вы, возможно, даже не будете знать, кто сидел за рулем. Если бы при закрытом полисе в первую очередь прошерстили тех, кто в нем записан, то при открытом – кого искать, кого проверять? Даже если собственник с помощью свидетелей докажет свою непричастность к происшествию, реальный нарушитель может остаться безнаказанным.

На этот случай Александр Шумский предлагает в «безлимитном» полисе ОСАГО предусмотреть место, в которые бы собственник вписывал всех допускаемых лиц. Правда, заранее угадать это невозможно, а вот схема «отдал машину – сделал запись в полис» может сработать хоть для какого-то опознавания водителя в непредвиденных обстоятельствах.

«Если честно, я не понимаю смысла отменять доверенность. Бланки можно купить в любом киоске, оформить за пять минут и вложить в папку со всеми документами, – говорит водитель Максим Подольный. – Если вы возите с собой эти бумаги, то и отговорки про оставленную дома доверенность – это проблема водителя. Скорее всего, такой доверенности просто нет. Лучше бы запретили продавать машины по генералке– вот где реальная проблема и кормушка мошенников».

Еще один случай, когда доверенность необходима водителю, – это техосмотр. По сути, ОСАГО может заменить доверенность и здесь, но обстоятельства случаются разные, и на техосмотр машина может попасть позже истечения срока годности страховки. То есть свое право управлять этим транспортом доверенное лицо ничем не подкрепит. При недействительном полисе никто, кроме собственника, уже не сможет проходить техническую проверку. А зачем ему заморачиваться, если на машине он не ездит?

При таких обстоятельствах было бы логичнее не ликвидировать автомобильную доверенность как документ, а оставить за собственником право выбора – выписывать ее или нет, или на крайний случай – исключить ее из списка документов, которые обязательно должны быть при водителе. Тогда автоматически проблема забывчивости отпадет, а при необходимости доверенностью можно будет воспользоваться. И третий вариант: при неограниченной страховке обязать собственника «снабжать» доверенностью человека, который садится за его транспорт на определенное время, а при «закрытом» ОСАГО приравнять полис к доверенностям для вписанных в него водителей.

«Доверенность в нынешнем виде – это пережиток прошлого. На мой взгляд, правильнее заключать соответствующий договор, – считает автоюрист Юрий Панченко. – Если один водитель передал второму ключи от автомобиля и сказал: «Езди просто так», – то Гражданский кодекс признает, что оба водителя заключили договор безвозмездного пользования. В понимании ГК именно его «прикрывает» доверенность. Если мы перейдем на первом этапе на соответствующие договоры, то на втором сможем отказаться от письменной формы договора, что в общем-то равнозначно нынешнему предложению отказаться от лишних документов».

Кстати, инициатор идеи направлял свое обращение в ГИБДД, и там отказ от доверенности «концептуально поддержали», сославшись на то, что нужна законодательная инициатива (копия ответа – здесь). А ее может проявить правительство РФ – поэтому Александр Шумский готовится к обсуждению этого вопроса с Владимиром Путиным.

Напомним, что Московский центр борьбы с пробками предлагал в прошлом году разрешить в России поворот на красный свет, но эта идея была отвергнута Госавтоинспекцией. Сейчас при их косвенном одобрении и положительном исходе переговоров «на верху» ситуация с доверенностями может измениться. Хотя в 2009-м, когда ЛДПР уже высказывала аналогичное предложение, его оставили без удовлетворения.

                                                                                                                                                                                          Материал с сайта 74.ru

25.04.2024