Тротуар, газон или всё-таки проезжая часть? Споры о штрафах за парковку, выписанных с помощью приложения «Помощник Москвы», дошли до Верховного суда. Так, он разъяснил, что фотографии далеко не всегда являются доказательствами нарушений. И выносить “автоматом” штрафы по одному лишь снимку неправильно. Как доказать, что припарковался по закону, выяснял корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
Казалось бы, всё просто: согласно ПДД, тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Но на практике выявление границ тротуара приводит к многочисленным спорам. Пандусы иногда выглядят, как тротуар, но не ведут никуда. Еще пример – асфальтовые пустыри. На них когда-то стояли постройки, которые потом были снесены, а площадки под ними остались. Автомобилисты резонно считают такие “карманы” местом для парковки, за что потом получают штрафы. А всё дело в том, что у судов, к сожалению, критерий всего один – наличие бордюра, констатирует автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Если есть бордюр, даже если он уже наравне с проезжей частью, даже пусть с травой, то сколько я судебную практику ни смотрел, в большинстве случаев это трактуется не в пользу автолюбителя. Обычно суды указывают на то, что это – тротуар, каких бы размеров бордюрный камень (или, как называют в некоторых местах, поребрик) ни был.
Но бордюров иногда не бывает вовсе. Зато якобы пешеходная зона отделена некой растительностью. Выявить в этой дорожной планировке тротуар зачастую практически невозможно, добавляет Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Надо запрашивать схему расположения всех этих объектов на придомовой территории. И, исходя из этого, разбираться. Визуально здесь автовладелец разобраться не может. Поэтому лучше не рисковать и не парковаться на этих участках.
Раньше, чтобы оштрафовать за стоянку на тротуаре и газоне, дорожной полиции приходилось проводить специальные рейды, скрупулезно объезжать все прилегающие улицы, двор за двором. Сейчас же фиксацию нарушений взяли на себя “помощники Москвы”. Они ходят со смартфонами и фотографируют всё, что, как им кажется, стоит неправильно. Их снимки часто становится “истиной в последней инстанции”. После чего хозяевам припаркованных машин приходят “письма счастья”. Некоторые из автомобилистов, впрочем, начинают защищаться и подают в суд. Так, в деле, которое в итоге дошло до Верховного суда, оштрафованная автомобилистка предъявила спутниковые фотографии спорной парковки и справку из “Жилищника”, в которой четко говорится, что это не тротуар, а просто придомовая территория. Но суды низшей инстанции к этим доводам не прислушались. Для них главным доказательством стало фото, на котором это место отделено от проезжей части газоном, да еще и выложено тротуарной плиткой. А по ней ведь должны ходить пешеходы, значит, это тротуар. Но Верховный суд встал на сторону хозяйки машины, заявив, что в этом деле нарушен принцип состязательности, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: Да, есть фотография, но к ней должны быть приложены свидетельские показания человека, который сделал снимок. То есть он должен объяснять, что на нём видно. И плюс к тому, если потребуется, должно привлекаться то должностное лицо, которое вынесло уже постановление о штрафе. То есть на основании чего, что, как он судил.
Вокруг самого “Помощника Москвы” уже несколько лет идут споры. Год назад пленум Верховного суда постановил, что подобные приложения не являются «автоматической фиксацией нарушений», а значит, выписанные штрафы не имеют законных оснований. “Помощник Москвы” на время приостановил свою деятельность. Но с осени прошлого года заработал вновь. Например, только на прошлой неделе десятка лидеров рейтинга зафиксировала почти 500 нарушений парковки. Более того, власти Москвы заявили о начале работы в ближайшее время велопатруля. Он будет ездить по столице, фотографировать нарушения и отправлять их “Помощнику Москвы”. А официально статус подобных приложений, скорее всего, закрепят в разрабатываемом сейчас КоАП. Но пока его не приняли, Верховный суд сделал очередное разъяснение: штамповать штрафы по одним только фотографиям нельзя. Если дело дойдет до обжалования, то свои доказательства должны предъявлять обе стороны процесса, а не только оштрафованный водитель.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2415434/