пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

«Говорят, он наркоторговец»: челябинец разбил шесть машин, уходя от полицейской погони

Задержание предполагаемого наркоторговца обернулось массовым ДТП, в котором пострадали сразу семь автомобилей. Toyota RAV4 подозреваемого попыталась затеряться на парковке улицы 8 Марта, но была окружена полицией. По словам очевидцев, положение стало безвыходным и водитель «психанул»: начал метаться, разбив шесть чужих автомобилей. Кто компенсирует ущерб их владельцам?

У 31-летнего водителя изъяли наркотические препараты и возбудили уголовное дело по части 4 статьи 228.1 УК РФ за незаконное производство и сбыт наркотиков в крупном размере. Об этом сообщили в ГУ МВД России по Челябинской области. Подозреваемому грозит до 20 лет лишения свободы. Сейчас он в следственном изоляторе. Также против него завели административное производство за совершённые ДТП.

Но для владельцев пострадавших машин главным вопросом остаётся, кто компенсирует им ущерб, который, по оценкам, достигает полумиллиона рублей.

Всего в аварии пострадало семь машин, считая Toyota RAV4 виновника: Volkswagen Touareg, Mazda 6, Mitsubishi Galant, Hyundai Getz, Nissan Micra, Lada Granta.

Виновник не был вписан в полис ОСАГО, а сама Toyota, по данным пострадавших, принадлежит его отцу. При этом полис ОСАГО является действующим, но с одним нюансом: после его оформления владелец сменил госномер автомобиля, не уведомив страховую. Является ли всё в совокупности поводом для отказа в выплате?

— Нет, страховая должна компенсировать ущерб с лимитом до 400 тысяч рублей на каждого пострадавшего, но с учётом износа автомобилей, если компенсация будет в денежной форме, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Данные о смене госномера необходимо вносить в полис ОСАГО, но если этого не было сделано, сама по себе страховка на автомобиль продолжает действовать.

Другое дело, что впоследствии страховая компания может взыскать выплаченные суммы с причинителя вреда или собственника автомобиля, поскольку они грубо нарушали правила страхования.

Эксперт отмечает, что страховая вряд ли согласится платить добровольно — взыскивать придётся через суд.

— Пострадавшим нужно провести оценку ущерба и направить в страховую досудебную претензию, на которую та по закону обязана отреагировать в течение десяти дней, — продолжает Лев Воропаев. — Если будет отказ, следует обратиться в суд либо каждому в отдельности, либо коллективно.

Но каковы перспективы дела, если страховая уже заявила, что платить не намерена?

— Если полис действующий, шансы на успех высокие, — считает Лев Воропаев. — Есть разъяснение Верховного суда о необходимости компенсировать ущерб по таким полисам, даже если виновник не вписан в страховку или с момента оформления изменились данные автомобиля или страхователей.

Одна из пострадавших, Ирина, также настроена оптимистично:

— С помощью сайта РСА мы установили, что у Toyota RAV4 есть действующий полис — мы проверили его по номеру кузова, потому что VIN у такого автомобиля нет. Есть постановление Пленума Верховного суда о необходимости компенсировать ущерб по таким полисам, и хотя страховая не обязана его выполнять, это решение значимо для судов. Мы намерены выиграть дело и получить компенсацию от страховой.

Размер суммы вычисляется по методике РСА, и, кстати, в декабре справочник стоимости запчастей скорректировали, увеличив цену деталей в среднем на 6,5%.

Если пострадавшие выберут денежную компенсацию, её произведут с учётом износа. В случае натурального возмещения износ не учитывается, но страховые неохотно дают направления в сервис, предпочитая платить деньгами за вычетом износа.

— Эту разницу можно взыскать с причинителя вреда в судебном порядке, но поскольку брать с него, скорее всего, нечего, я бы обратился с иском к собственнику этой Toyota, потому что он должен был осознавать, кому доверяет автомобиль, — объясняет Лев Воропаев.

Попытка распродать собственность или обналичить счета в данном случае может быть расценена как уход от ответственности.

— Если собственник автомобиля избавится от имущества и счетов, такие сделки могут быть аннулированы, — комментирует юрист компании «Эгида» Юрий Енчин. — Компенсацию могут делать в том числе за счёт его дохода, включая взыскание до 50% пенсионных отчислений.

Машина виновника — старая Toyota RAV4. Такую выпускали ещё в 90-х. С учётом её состояния цена не превышает 200 тысяч, кроме того, наложен арест из-за долгов по налогам

Впрочем, у самого виновника аварии мотивации что-то компенсировать нет: на решение суда по уголовному делу его добрая воля не повлияет.

— Предполагаю, что по уголовному делу автомобилисты не будут признаны пострадавшей стороной, поскольку ущерб им нанесён в результате административного нарушения, — говорит Лев Воропаев. — Если бы они пострадали в результате совершенного им преступления, то заглаживание вины было бы учтено судом. Но в данном случае у него, скорее всего, не возникнет острого желания что-то компенсировать.

Пока до конца неясно, действует ли всё-таки полис ОСАГО: страховая ответила пострадавшим, что автомобиль с такими данными не застрахован, что, вероятно, подразумевает несовпадение госномера. Если же полис по каким-то причинам не действует, взыскать компенсацию придётся с виновника ДТП или собственника машины.

— Сначала также нужно подать досудебное требование, а если оно не будет удовлетворено, обратиться в суд, — комментирует Юрий Енчин. — Ответчиком может быть владелец автомобиля, потому что несёт ответственность за действия тех, кого пускает за руль.

Кстати, при взыскании ущерба между пострадавшими возникнет своеобразная конкуренция.

— Тут принцип такой: кто раньше встал, того и тапки, — замечает Лев Воропаев. — То есть кто раньше предъявит исполнительный лист, тот и получит свою часть компенсации. В случаях, если листы предъявляются одновременно, а общий ущерб превышает сумму, которую виновник может выплатить пострадавшим, компенсация делается пропорционально.

Весной 2017 года пьяный челябинец разбил 11 автомобилей

Массовые ДТП всегда оборачиваются головной болью для пострадавших. В прошлом году пьяный челябинец протаранил 11 автомобилей. Езда в нетрезвом виде, кстати, также не отменяет необходимости страховой компенсировать ущерб пострадавшим, но впоследствии та имеет право взыскать его с клиента-виновника.

Отсутствие полиса ОСАГО осложняет возврат автомобиля со штрафстоянки: автомобилисту предложат либо купить полис, либо оплатить эвакуатор, который вывезет автомобиль за пределы стоянки.

Другой проблемой для «безосажных» водителей может стать взыскание с них ущерба после аварии даже в случае обоюдной вины.

Неприятной практикой является суброгация: её часто применяют в отношении виновников ДТП, которые врезались в автомобиль, застрахованный по каско. Его собственник вроде бы не имеет претензий, но впоследствии всю сумму (и даже сверх того) взыскивает страховая.

Сами страховые освоили уловку, которая позволяет возвращать всю сумму с клиента, который оформил ДТП по системе «европротокол».

Иногда уже после страховой выплаты виновным в ДТП признаётся другой водитель, и тогда страховая взыскивает со своего клиента выплаченную ранее сумму. Сделать это можно в течение трёх лет.



Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/65739951/

23.04.2024