пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

«Машину лихорадило, еле дотянула до дома»

Автомобиль забрали в сервис на эвакуаторе, своей вины в этом на заправке не видят.

Владелица новой «Гранты» Татьяна 30 сентября заправила 40 литров бензина на АЗС Tatneft на Уфимском тракте в Челябинске, после чего, по ее словам, двигатель начал дергаться и глохнуть. В итоге машину увезли на эвакуаторе в автосервис официального дилера Lada, где при сливе топлива обнаружили песок. Поскольку случай признали не гарантийным, автомобилистка заплатила за работы по разборке топливной системы и ее промывке 7744 рубля и обратилась с претензией в компанию Tatneft. Но там проблему отрицают, ссылаясь на оперативно проведенные анализы топлива, которые показали его чистоту и качество. Разбираясь в этой истории, мы спросили юриста, как правильно действовать, если возникли подозрения на поломку из-за плохого бензина?

«Якобы я сама насыпала песок»

Татьяна рассказывает, что во время заправки на АЗС шел слив с бензовоза. Она подозревает, что причина появления грязи — во взбалтывании топлива при наполнении подземных емкостей.

— Этой заправкой я пользовалась регулярно, — говорит она. — Мне теперь объясняют, что я залила плохое топливо где-то еще, но почему-то машину лихорадило, она начала дергаться именно после заливки бензина на данной АЗС, а до этого я целый день ездила нормально. За 20 лет за рулем у меня такое впервые. Я сначала подумала, что с машиной что-то случилась, еле-еле дотянула до дома. А потом в сервисе слили топливо и обнаружили загрязнение в виде песка, а цвет бензина был странным.

Татьяна оставила жалобы на горячей линии Tatneft и в официальной группе компании в соцсетях.

— На что был ответ: «Мы приносим вам свои извинения», — продолжает автомобилистка. — Но сотрудник АЗС шокировал меня заявлением, что якобы я сама или кто-то насыпал песок мне в бензин. В новую машину?! У меня было ощущение, что данная компания не впервые сталкивается с гневными комментариями и не видит в этом ничего страшного.

Татьяна попыталась добиться от Tatneft компенсации расходов на ремонт автомобиля, но в компании отказали, в том числе сославшись на то, что ремонт был выполнен по гарантии. Действительно, в одном из документов есть фраза: «Для владельца автомобиля работы по гарантийному ремонту выполнены безвозмездно». Однако Татьяна утверждает, что оплачивала их, и подтверждает это наличием кассового чека на 7744 рублей.

«Проблемы с качеством исключены»

В Tatneft подтвердили, что в курсе ситуации, однако обвинения Татьяны категорически отвергли. По словам специалистов компании, в тот день на АЗС заправлялись сотни машин, а с претензиями обратилась только владелица Lada Granta. Также в компании сослались на внутреннюю проверку качества топлива, которая показала его соответствие всем стандартам, а также подчеркнули, что получают его с завода в Нижнекамске (АО «Танеко») напрямую, без промежуточной нефтебазы, что гарантирует заводское качество. В компании отметили, что на каждой АЗС есть входной контроль качества, а также стоят фильтры грубой и тонкой очистки, поэтому попадание твердых частиц в бак машин исключено. Представители Tatneft подчеркнули, что их не пригласили на слив топлива.

Как доказать вину АЗС?

По словам автоюриста Льва Воропаева, сделать это на практике крайне проблематично. Первая сложность: доказать, что топливо в бак залито именно на данной АЗС.

— Даже если при сливе топлива обнаружилось его низкое качество, представители АЗС скажут, что автомобилист мог заправиться где-то еще, — говорит эксперт. — В суде придется доказывать, что в баке было только топливо с конкретной АЗС. На практике это более-менее возможно, например, если автомобиль из корпоративного автопарка заправляют по топливной карте строго на одной АЗС. В остальном, даже если автомобилист приезжает на заправку регулярно, очень сложно опровергнуть довод, что он не залил плохое топливо где-то еще.

 Хорошо, а если мы сливаем топливо из бака, а попутно едем на АЗС и в присутствии свидетелей и под видеозапись делаем отбор пробы. Далее отправляем пробы в лабораторию, и если проблемы видны в обеих, это ведь доказательство, что именно данное топливо находится в баке?

— Да, но в этом случае возникает другая проблема: как доказать причинно-следственную связь между поломкой и низким качеством топлива, заправленным на последней АЗС? Для этого нужно заключение соответствующего эксперта, но нет стопроцентной гарантии, что он обнаружит такую взаимосвязь.

Тем не менее Лев Воропаев говорит, что добиваться компенсации через суд можно. Тот факт, что представителей АЗС не пригласили на слив топлива, он считает не слишком значимым с точки зрения суда, так как заправка имеет возможность произвести забор пробы топлива самостоятельно. При этом делать досудебную экспертизу качества топлива не обязательно.

— Это дорогая процедура, и суд с большой вероятностью назначит собственную экспертизу, — поясняет Лев Воропаев.

В целом, по его словам, судебная практика в данном случае не на стороне автомобилистов из-за описанных выше причин.

Бесконтрольное качество

Проблема оценки качества топлива на российских АЗС существует давно: например, надзорные органы обязаны уведомлять АЗС за три дня до грядущей проверки, что делает ее фактически бессмысленной. При этом забор проб можно делать не чаще одного раза в три года. Одно время обсуждалась идея народного контроля АЗС, но до практической реализации она не дошла. Кроме того, проверки качества топлива сократились во время пандемии и СВО, на что указал глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин со ссылкой на ответ Росстандарта.

— Этот ответ подтвердил наши худшие опасения: государство фактически прекратило контролировать качество топлива в РФ. Теперь на любой заправке можно продать что угодно под видом бензина. Проблема качества топлива в 2015 году дошла до уровня президента, после чего по всей стране начались проверки. Была видна динамика: по мере роста количества проверок процент выявленного поддельного топлива снижался. Сейчас вся эта работа фактически перечеркнута.

В упомянутом ответе Росстандарт ссылается на мораторий контрольных и надзорных мероприятий на время пандемии и СВО, что привело к существенному сокращению проверок.

— Сложившиеся обстоятельства не позволяют отразить и объективно донести до всех заинтересованных лиц ситуацию на рынке нефтепродуктов в целом, так и в отдельных регионах в частности в связи с отсутствием соответствующих данных в 2022–2023 годах, — говорится в ответе ведомства.

Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/2023/10/18/72814304/

27.04.2024