пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Столица «косых» перекрёстков

На 74.ru обрушился шквал обращений от челябинских автомобилистов, которые не понимают, как проезжать перекрёстки, сужающиеся после пересечения. Они в изобилии появились после «дорожной революции» и ставят в тупик даже экспертов. Разбираемся, как преодолевать такие участки, чтобы не нарушить правила и не попасть в ДТП.

— Каждый день вижу аварийные ситуации на проспекте Ленина в районе пересечения с Артиллерийской, если ехать от ЧТЗ в центр, — рассказывает Александр. — Четыре полосы до перекрёстка превращаются в три после него. Левые ряды вжимают правые в обочину. Несколько раз проезжал перекрёсток по второй полосе, не меняя рядности, и уже заранее предвидел, что машины слева будут метить мне в бок.

Пересечение Первой Пятилетки и Артиллерийской: обратите внимание, как неожиданно маневрируют водители в правом ряду. Видео компании «Интерсвязь»

На перекрёстке Артиллерийской и Первой Пятилетки левый ряд оставлен для поворота, а два правых сильно смещены: фактически, если ехать по второму ряду, после пересечения окажешься в первом. По логике и машины должны двигаться со смещением, но в отсутствие разметки конфликтные ситуации случаются ежеминутно.

Пересечение Комсомольского проспекта и Чайковского: сложная конфигурация вынуждает водителей толкаться после перекрестка. Видео компании «Интерсвязь»

Пересечение Чайковского и Комсомольского проспекта само по себе имеет S-образную форму, и хотя до и после перекрёстка остаётся по две полосы, в какую именно целиться, понятно не всегда.

Как проезжать перекрестки, где ряды исчезают или искривляются?

При наличии разметки всё более-менее понятно: нужно выполнять её требования. Примеры таких перекрёстков: Воровского и Сони Кривой (сейчас ремонтируется) и Блюхера с Рылеева.

Например, при движении по второй полосе улицы Блюхера после пересечения с Рылеева «геометрически» попадаешь в первую полосу. Но разметка предписывается смещаться левее, причем трём рядам сразу. Подход не идеален — в иные дни разметку просто не видно, и возникает конфликт тех, кто помнит о её существовании, и тех, кто едет на видимость. Но так хотя бы проще разбор ДТП — если разметку хоть чуть-чуть видно, виновным с большой вероятностью признают того, кто нарушал её требования.

Сложности начинаются, когда разметки на перекрёстке нет. Правило первое — уступает тот, чья полоса исчезла.

— Например, если при прямолинейном проезде перекрестка по левому ряду вы оказываетесь на встречной полосе, то должны перестроиться правее, соблюдая пункт 8.4 ПДД, который предписывает уступать дорогу тем, кто движется без смены направления, — комментирует автоюрист Лев Воропаев. — То же самое применимо, если исчезает правая полоса, как на перекрёстке Первой Пятилетки и Артиллерийской — уступать должны те, кто в правом ряду.

Это мнение разделяет юрист группы «Форлекс» Николай Попов:

— Автомобилист должен сориентироваться в ситуации. Даже в отсутствие разметки мысленно определить встречную сторону дороги и количество полос, и если получается, что для продолжения движения требуется перестроение — пропустить остальных.

В Челябинске немало мест, где после перекрёстка правый ряд сохраняется, но очень скоро сужается и пропадает: например, такое место есть на проспекте Победы после пересечения с Болейко в сторону ЧТЗ. Естественно, при перестроении левее необходимо уступать соседям.

Случается, исчезают и левые ряды, как на том же проспекте Победы около магазина «Юрюзань» (пересечение с Горького): сразу два левых ряда упираются в диагональную сплошную линию.

Но что делать, если перекрёсток слишком широкий или сложный, чтобы можно было разобраться, кто и кому должен уступать?

— Если траектории автомобилей пересекаются, а очередность проезда не оговорена иными пунктами правил, в дело вступает пункт 8.9 ПДД — уступать должен тот, кто находится слева, — объясняет Лев Воропаев.

Это относится к участкам с конфигурацией бутылочных горлышек, где границы вашего направления плавно сужаются, не имея явных «ступенек» слева или справа (или знаков сужения дороги). Кстати, необходимость уступать помехе справа в таких ситуациях совершенно неинтуитивна, ведь на подкорке водителей записано, что в правом ряду — сплошные тихоходы.

Но и чрезмерно уповать на правило правой руки не стоит.

— В случае ДТП на перекрёстке сложной конфигурации ГИБДД затребует схему организации движения и будет определять нарушителя исходя из неё, — делится опытом Лев Воропаев. — В таких делах велика роль человеческого фактора, потому что одну и ту же ситуацию можно интерпретировать по-разному.

А понять, что именно имели в виду дорожники, сидя за рулём, можно не всегда. Водитель видит лишь ограниченный фрагмент перекрёстка и должен принимать решения очень быстро, а значит, в иных случаях лучше перестраховаться.

Улица Братьев Кашириных около Торгового центра: здесь сложилась схема движения, при которой машины из разгонной полосы уходят направо, хотя манёвр нужно совершать с расширяющейся в этом месте основной правой полосы

А ещё учитывать привычки.

— На отдельных перекрёстках стихийно складывается некая схема движения, которой подчиняются те, кто ездит по ним регулярно, — объясняет Николай Попов. — И даже если она противоречит тому, что имели в виду дорожные службы и ГИБДД, её тоже нужно учитывать.

Оба эксперта сходятся во мнении, что дать однозначный совет о проезде «косых» перекрёстков нельзя — слишком многое зависит от нюансов. Юристы советуют помимо прочего пользоваться правилом трёх «Д»: дай дорогу дураку.

— Даже если вы уверены в своей правоте, проще уступить, — считает Лев Воропаев. — Расследование таких инцидентов очень превратно.

Николай Попов также напоминает, что долю ответственности могут возложить на обоих автомобилистов:

— Есть понятие обоюдной вины, и если водители обратятся в суд, он распределит её в той или иной пропорции, скажем, 30:70. Скажем, одного водителя обвинят в том, что он не уступил дорогу, другого — что не сделал всё возможное для предотвращения ДТП.

В теории скачущих и исчезающих полос быть не должно, и Челябинск постепенно избавляется от мест с откровенно спорными схемами движения. Но зачастую для повышения пропускной способности перекрёстков выгоднее расширить примыкающую к нему дорогу, а это приводит к появлению спорных ситуаций.

В Челябинске конфликтные ситуации возникают из-за очень широких полос. Бок о бок в них помещаются два автомобиля, хозяева которых затем спорят, чья была полоса. На улице Братьев Кашириных есть участок, где регулярно происходят «бои за полосу». Много споров вызывает и проезд пересечений, где действует правило правой руки.



Оригинал и фото материала: https://74.ru/text/auto/65487971/

19.04.2024