пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Упрощенка по ОСАГО – себе дороже?

Самостоятельное оформление мелких ДТП так и не стало популярным среди российских автомобилистов. Упрощенная схема, позволяющая водителям разобраться на месте, без сотрудников ДПС, не всегда гарантирует получение страховой выплаты. Неправильное заполнение регистрационных документов, а также неверная оценка причиненного ущерба могут стать законными основаниями для отказа страховой компании в выплате компенсации.

Напомним, с 1 марта 2009 года водители получили право оформлять мелкие аварии по упрощенной схеме – европротоколу. Согласно новой системе, если в дорожной аварии водители и пассажиры не получили травм, а сумма ущерба составила менее 25 тыс. рублей, стороны при взаимном согласии могут самостоятельно заполнить документы, не дожидаясь приезда инспектора.

При этом участники ДТП должны определить виновного, оценить причиненный ущерб и составить схему дорожного происшествия. Также необходимо грамотно заполнить соответствующие бланки, выданные при оформлении полиса ОСАГО. Лишь этом случае, по закону, страховая компания виновника обязана выплатить пострадавшей стороне компенсацию.

Однако водители до сих пор боятся пользоваться правом упрощенного оформления ДТП, опасаясь неверно оформить соответствующие документы, и предпочитают дожидаться сотрудников ДПС даже в случае самых мелких повреждений. В прошлом году в России, по данным страховых компаний, в рамках европротокола было урегулировано только 4% всех обращений по ОСАГО. При этом, по статистике департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, ежегодно 70% от общего числа транспортных происшествий приходится именно на мелкие аварии.

«Понятно, что автовладельцам хотелось бы вообще не заполнять никаких документов, а просто прийти за деньгами в страховую компанию. Но вряд ли это возможно, – говорит директор филиала компании «Росгосстрах» в Челябинской области Сергей Кормишкин. – Нормы европейского протокола еще более регламентированы, а необходимость их исполнения установлена на законодательном уровне со всеми вытекающими санкциями». К примеру, по словам Сергея Кормишкина, в России непредоставление поврежденного транспортного средства для осмотра в страховую компанию может и не сказаться на страховой выплате, в то время как в большинстве европейских стран потерпевшему будет не только отказано в компенсации, но незамедлительно отразится на последующей стоимости страховых услуг – неблагонадежного клиента обязательно занесут в черный список.

Кроме того, сегодня процент отказов страховых компаний в делах, оформленных в рамках европейского протокола, намного выше, чем при традиционном способе регистрации. Обусловлено это прежде всего некачественным заполнением извещений о ДТП, расхождением в описаниях произошедшего или несоответствием повреждений автомобилей, а также выявлением мошеннических действий. «Подход страховых компаний к мелким авариям достаточно лоялен, если участники ДТП вызывали на место события аварийного комиссара либо предоставили на осмотр оба автомобиля, – говорит директор по урегулированию убытков страховой компании «Южурал-АСКО» Алексей Любавин. – В практике отказы, конечно,были, но их количество крайне невелико и связано именно с мошенническими действиями участников. Например, после ДТП каждый участник составил свой бланк извещения, привязку на местности сделали к жилому дому, но в схеме первого участника он находился справа от дороги, а в схеме другого участника – слева».

Участники рынка автострахования уверены, что процедура упрощенного оформления требует существенной законодательной доработки, которая должна укрепить доверие как автовладельцев, так и самих страховщиков к данной системе.

В первую очередь необходимо увеличить лимит выплат до 50 тыс. рублей, в то время как сегодня он составляет всего 25 тыс. рублей. Водители опасаются, что незамеченные при поверхностном осмотре внутренние повреждения автомобиля могут оказаться намного серьезнее разбитого поворотника или царапины на бампере. Позже за эти неучтенные поломки автовладельцу придется платить из своего кармана.

«Также необходимо законодательное утверждение типовых схем ДТП, чтобы они стали обязательными и для страховщиков, и для автовладельцев, и правила игры стали универсальными», – говорит Алексей Любавин.

«Типовые схемы ДТП давно уже утверждены Российским союзом автостраховщиков, – говорит автоюрист Лев Воропаев. – Но, к сожалению, они не получили широкого применения. В первую очередь из-за опасений самих страховых компаний оказаться жертвами мошенников».

Кроме того, развитие системы европротокола может пойти за счет активного привлечения к оформлению ДТП аварийных комиссаров. Тем самым, по мнению страховых компаний, уменьшится количество подозрений в мошенничестве.

«Необходимо говорить о систематизации и ужесточении ответственности за неисполнение норм законодательства в рамках европротокола, а не об упрощении существующего порядка», – считает Сергей Кормишкин. Сегодня процедура европротокола и так максимально прозрачна, подытожил эксперт.

                                                                                                                                                                                           Материал с сайта 74.ru

29.03.2024