пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Дело «нечаянных наркоманов»: разбираемся, можно ли пить успокоительное и водить машину

В Госдуму внесли неоднозначный законопроект, который предполагает введение в административный кодекс понятия «предельно допустимый уровень концентрации для наркотических и психотропных веществ». Если содержание препарата ниже – водитель избавляется от ответственности за вождение в состоянии опьянения. Инициатива затрагивает прежде всего интересы автомобилистов, принимающих медицинские препараты. 74.ru разбирался в плюсах и минусах идеи.

Как сейчас

Проблема существует не первый год и касается водителей, которые употребляли лекарства, содержащие те или иные психотропные препараты, включая многие успокоительные. Сейчас практика выявления наркотического опьянения гораздо жёстче, чем алкогольного, что, по мнению некоторых экспертов, приводит к «ложным срабатываниям».

Например, согласно статье 12.8 КоАП РФ, не считают пьяными водителей, в выдыхаемом воздухе которых менее 0,16 мг/л алкоголя. Порог ввели в 2013 году исключительно для учёта погрешностей алкометров – никаких «разрешённых доз алкоголя» в России нет.

Но для наркотических и психотропных веществ подобные «зоны нечувствительности» в административном кодексе не прописаны – достаточно минимальных концентраций в моче или крови автомобилиста, чтобы его обслужили по принципу всё включено: помимо лишения прав и штрафа в 30 тысяч рублей в отдельных случаях ему грозит постановка на наркологический учёт, а при повторной езде пьяным – уголовная ответственность по статье 264.1 УК РФ.

Что именно запрещено?

Список препаратов, подлежащих контролю, утверждён правительством и регулярно обновляется. Но зубрить его простым водителям бессмысленно: «ассортимент» состоит из сотен наименований, большинство из которых никак не связаны с коммерческими названиями лекарств и препаратов. Например, что вам говорит название «4-метоксибензилметилкетон»?

Остаётся уповать на инструкцию к лекарственному препарату, где указано его влияние на управление машинами и механизмами и период выведения. Тем не менее чётких границ, в какой именно срок можно садиться за руль, нет, тем более и реакции организма индивидуальны.

Попасться на лекарственных препаратах не так уж сложно: запрещённые вещества могут содержать безобидные на первый взгляд средства от головной боли или аллергии. Назначение препарата врачом не избавляет от ответственности, если его компоненты попадают в список препаратов, запрещающих вождение, хотя врачебное предписание может избавить от постановки на наркологический учет.

Ситуация осложняется тем, что сегодня анализу на наркотики подвергают каждого водителя, доставленного на медосвидетельствование, даже если первичным было подозрение на алкогольное опьянение.

Что предлагается

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в одном из 20 случаев пробы на наркотики оказываются положительными не потому, что водители игнорировали запреты, а из-за длительного периода метаболизма веществ и срока их выведения. Например, «Корвалол» и «Валокордин» содержат фенобарбитал, который выводится до трех суток. Содержащийся в обезболивающих кодеин выводится до четырёх суток, его производные, например, морфин – до двух суток.

Авторы законопроекта отмечают, что водители, как правило, не имеют специальных познаний в области биохимии и фармакологии и не в состоянии определить период выведения запрещённых веществ из организма.

Законопроект предлагает изменить статью 12.8 КоАП и наказывать лишь водителей, у которых наркотические или психотропные вещества содержатся в концентрации, определяемой Правительством РФ. Конкретный список должен быть утвержден отдельным постановлением.

Мнение экспертов

- Мое отношение к инициативе — отрицательное, - говорит заместитель главного врача по экспертной работе Челябинской областной клинической наркологической больницы Юрий Валиев. - В пояснительной записке к законопроекту указано, что он не потребует финансовых затрат, но это неправда: потребуется новое оборудование, и многие больницы, особенно в регионах, не смогут его обеспечить. Если мы говорим именно о наркотических веществах, то их, если и прописывают во врачебных целях, то только больным, которые в принципе уже не могут сесть за руль, например, в четвертой стадии онкологического заболевания. Поэтому говорить о каких-то «разрешенных случаях» в принципе не уместно. Кроме того, при определении содержания психотропного вещества есть понятие значимого результата, или так называемые «пороговые значения». Это когда врачи-лаборанты определяют незначительные количества психотропного вещества - они выдают отрицательное заключение. В таком случае ответственности для водителя не наступает. Для этого не нужно никаких отдельных законопроектов. Потребует затрат и само создание списка препаратов с предельно допустимыми концентрациями. Следует уточнить: ответственность наступает только при обнаружении в организме человека наркотических или психотропных веществ и, разумеется, алкоголя. Несколько лет назад в список психотропных веществ попали много медицинских препаратов, достаточно распространённых в употреблении у населения, или назначаемые врачом, или просто самому себе. Какие-то препараты следовало бы исключить из списка. В то же время следует напомнить о том, что приём препаратов, вызывающих опьянение, запрещён законом и заниматься самолечением не стоит. Если подискутировать, то мнение не только наркологов, но и большинства врачей, общественности, выражает отрицательное отношение к управлению транспортными средствами под воздействием каких-либо препаратов, ухудшающих внимание. Не надо забывать и о последействии лекарственных средств, после приёма которых эффект от их воздействия может сохраняться и после их выведения. Моё мнение: применение каких-либо иных пороговых концентраций, кроме тех, на основании которых уже сегодня выносится заключение о положительном результате, не оправдано и бессмысленно.

Автоюрист Лев Воропаев считает инициативу своевременной:

– Регулярно встречаются дела, в которых водители привлекаются за наркотические и психотропные средства, которые входят в состав лекарственных препаратов. И тот факт, что гражданин принимает их по назначению врача, никак не избавляет от ответственности. Суды в подавляющем большинстве случаев признают водителей виновными в совершении правонарушений по статьям 12.8, 12.26 и 12.27 КоАП. Также суды руководствуются постановлениями правительства и приказом Минздрава РФ о содержании наркотических или иных психоактивных веществ в организме водителя. В обосновании виновности они ссылаются на пункт 2.7 Правил дорожного движения, который запрещает водителям управлять автомобилем под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание.

Подчеркнём, что новый законопроект не «прощает» оптом всех, кто сел за руль после употребления лекарственных средств. Многие медикаменты действительно влияют на реакцию и внимание, поэтому могут подвести под статью КоАП, даже если назначены врачом.

Речь идёт исключительно о ситуациях, когда человек прекратил приём препаратов, но психотропные вещества остались в биологических средах в концентрациях, не влияющих на вождение.



Оригинал материала: http://autochel.ru/text/today/349696099168256.html?block=&utm_source=hsd&utm_medium=contract&utm_campaign=autochel.ru

05.10.2024