пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

«Это смертельно опасная дичь»

Челябинцы требуют ограничить движение электросамокатов по тротуарам

В конце апреля в нашем городе появилось сразу два сервиса краткосрочного проката электросамокатов (кик-шеринга) — Urent и Whoosh. Спрос на услугу превзошел ожидания, и самокатчиков в городе теперь больше, чем велосипедистов. Но поскольку ездят скутеристы в основном по тротуарам, а скорость их достигает 25–30 км/ч, возникли предсказуемые конфликты с пешеходами, расколовшие челябинцев на два лагеря, один из которых уже требует запретить или хотя бы ограничить движение электросамокатов по тротуарам и парковым зонам.

А минувшие выходные отметились сразу несколькими инцидентами. Два самых серьезных — столкновение самоката с автомобилем и наезд на маленького ребенка, получившего перелом ноги. Ниже — подборка мнений об электросамокатах и ответы на часто задаваемые вопросы.

Мнения противников самокатов

Мы попросили знакомых челябинцев высказать свое мнение и получили пестрый набор отзывов, среди которых превалируют всё же противники самокатов.

— Как мать школьника младших классов и дочь пожилых родителей я категорически против самокатов на тротуарах и в парках, — считает Елена Хавлюк.

— Когда увидела эти самокаты, сразу поняла, что они не для Челябинска, — развивает мысль Наталья Алейникова. — Покататься прикольно: мы вот опробовали в выходные, но на открытой площадке у «Трактора», где нет опасности кого-то сбить. Даже не рассматриваю этот вид транспорта для реального передвижения по городу с нашей неприспособленной средой.

— Я против, — говорит Марина Павлик. — Считаю, что такие развлечения должны быть разрешены только на выделенных для этого пространствах, где окружающие должны быть предупреждены о том, что возможны передвижения с высокой скоростью.

— Когда в 10 сантиметрах от твоего ребенка на пустом тротуаре проносится самокатчик, залихватски увеличив скорость и обдавая несомненными парами пива, чувствуешь себя уязвимым, — считает Светлана Доронина. — Очень не хочется включать «яжемать», и вообще самой бы прокатиться! Но пока мне важнее понять, как заставить самокатчиков отвечать за такое?

— Запретить. Дичь смертельно опасная, — подытоживает Виталий Аронов.

Мнения защитников самокатов

Впрочем, многие считают электросамокаты вполне разумным видом транспорта. Журналист Александр Полозов, сейчас живущий в Екатеринбурге, объясняет:

— Возмущаться и протестовать можно сколько влезет, но это данность, с которой придется мириться. И как-то договариваться. Более того, отвечать на растущий запрос. По моим наблюдениям, в Екатеринбурге в этом году настоящий бум, причем на самокатах не только подростки и условная молодежь. Всё чаще вижу пожилых людей, которые на самокате едут сидя. И я, например, понимаю их прекрасно. И понимаю, что, когда мое время придет, я точно так же буду пользоваться средствами индивидуальной мобильности. И требовать инфраструктуру под себя. А заодно что-то делать с водятлами, которые норовят припарковаться на дорожках. И с мамашами, которые при наличии тротуара всё равно лезут со своими колясками и детьми на велодорожки. И это снова к вопросу о том, что нужно мириться и договариваться.

— Очень нужная и полезная штука: сужу по опыту использования в Челябинске, Воронеже, Уфе и Москве, — говорит Дарья Ремнева. — Городу нужна альтернатива машине, и электросамокат — экологичный вариант. Но для спокойствия и безопасности всех участников движения, конечно, нужны отдельные дорожки. Хотя бы совмещенные (велик+самокат).

Журналист Александр Дармин считает самокаты полноценным видом транспорта:

— Езжу на своем самокате год: очень удобная вещь, компактная. С удовольствием можно смотаться до друзей, куда раньше бы по пробкам не поехал. Все дети в восторге и ждут, когда дам их семьям возможность покататься на пару дней. Правда, как и в обычной жизни, я стараюсь уважительно относиться к людям вокруг. При приближении к родителям с детьми снижаю скорость до 6–8 километров в час, потому что дети — это всегда непредсказуемость, как и домашние животные. Ускоряюсь лишь на пустых участках дороги, а если встаю в «человеческую пробку», схожу с самоката и быстрым шагом ее преодолеваю. А если люди пропускают меня, всегда говорю: «Спасибо» и почти всегда слышу вслед: «Пожалуйста». Думаю, как и в случае с любыми нормами проживания в человеческом социуме, это вопрос простого воспитания. А когда читаешь от людей с детьми в адрес самокатчиков «вырву ноги», то понимаешь, что их чадо первым потом и проломит на самокате кому-нибудь голову, потому что будет действовать как в прайде — кто сильнее, тот и прав.

Проблема самокатов заинтересовала и ГИБДД Челябинской области: в ведомстве изучают ситуацию и разрабатывают меры для предотвращения конфликтов.

Автоэксперт Дмитрий Ларионов видит главную проблему в неясном статусе электросамокатов, которые не получается уравнять в правах ни с пешеходами, ни с полноценным моторизованным транспортом:

— На мой взгляд, любой шеринг, где стоимость поставлена в зависимость от времени, — это зло, что уже доказано каршерингом. Но в случае каршеринга есть хотя бы четкие требования ПДД, которыми обязаны руководствоваться водители. В случае с самокатами с учетом их неопределенного статуса проблема уже сейчас резко перешла в разряд острых и нерешаемых. Нужно менять статус в ПДД подобного электротранспорта и/или ставить стоимость аренды в зависимость не от времени, а от расстояния. Но последнее возможно только по доброй воле арендодателя, поэтому рассчитывать на это не приходится.

Кстати, в очередном проекте новых ПДД есть попытка конкретизировать статус электросамокатов — их предлагают называть средствами индивидуальной мобильности. Но в первой версии проекта основным ареалом самокатчиков сделали тротуары, а скорость ограничили 20 км/ч (это много).

Взять самокат очень просто: нужно лишь зарегистрироваться в приложении и привязать банковскую карту

Взять самокат очень просто: нужно лишь зарегистрироваться в приложении и привязать банковскую карту

Близкого мнения придерживается руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов:

— По ныне действующим ПДД самокатчик — это быстрый пешеход с правом движения по тротуарам, пешеходным переходам и без водительского удостоверения. Законодательного регулирования сейчас, увы, никакого нет. Даже если оно завтра и появится, то не думаю, что ситуация изменится кардинально. Взаимоуважение — ключевая деталь, которой очень не хватает, причем не только в дорожном движении. Мы уже давно предлагаем регулировать электросамокаты по аналогии с велосипедами, но с 2017 года эта законодательная проблема так и не решена.

Что грозит самокатчику за наезд на пешехода?

Раз легальных способов ограничить самокатчиков пока нет, возникает вопрос: что будет в случае травмирования пешеходов? Простого ответа нет, потому что нет и единства мнений, является ли электросамокат механическим транспортным средством или это аналог обычного ножного самоката.

— Верховный суд РФ приравнял пользователей обычных самокатов к пешеходам, но не конкретизировал, касается ли это и электросамокатов: позиции по этому вопросу до сих пор нет, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — В случае инцидента электроскутер могут признать механическим транспортом, точнее, мопедом, а могут и не признать. В первом случае пользователь самоката считается водителем и должен соблюдать соответствующие правила движения, включая запрет на езду по тротуарам. Кроме того, за нанесение травм пешеходам самокатчику будет грозить ответственность по статье 12.24 КоАП (легкий и средний вред здоровью) или 264 УК РФ (тяжкий вред или гибель). Но это, подчеркну, только в случае, если при разборе инцидента самокат признан транспортным средством. Пока это лотерея. В любом случае компенсацию ущерба можно взыскать с виновника в гражданском порядке через суд.

Почему с самокатами столько путаницы?

Неоднозначность возникает из-за технических характеристик самокатов: например, скутеры Ninebot Kickscooter ES4, которые использует одна из шеринговых организаций, имеют мощность двигателя 300 Вт, что превышает лимит в 250 Вт, установленный для электровелосипедов. С точки зрения буквы Правил, электросамокаты относятся к мопедам и требуют прав категории «М» (или иной, позволяющей управлять мотороллером). С другой стороны, они не имеют множества атрибутов настоящего мопеда и по смыслу всё же ближе к обычным самокатам, поэтому прокатные конторы не рассматривают их как транспортное средство, разрешая клиентам носиться по тротуарам.

Самокатчика оформили как пешехода. Что ему грозит?

Если при разборе инцидента полиция не стала оформлять электросамокат как транспортное средство, его водитель не подлежит ответственности по Административному или Уголовному кодексам, а пострадавшие могут лишь взыскать компенсацию через суд.

— В КоАП и УК, безусловно, есть статьи за причинение вреда здоровью, но лишь в случае умышленного деяния, тогда как инциденты за рулем самоката, как и автомобиля, обычно умышленными не являются, — добавляет Лев Воропаев.

Могут ли наказать несовершеннолетнего?

Административная и уголовная ответственность в России наступает с 16 лет (по целому ряду статей УК — с 14 лет), а до этого в зоне риска родители самокатчика. Например, им может грозить статья 5.35 КоАП (ненадлежащее исполнение родительских обязанностей). А кто будет компенсировать ущерб?

— Материальную ответственность может понести и сам несовершеннолетний водитель, если у него есть доход, или его родители, если такого дохода нет, — объясняет юрист.

Электросамокат принадлежит юрлицу. Что это меняет?

Поскольку проблему обострили именно шеринговые самокаты, возникает вопрос: может ли пострадавший от скутера взыскать ущерб не с водителя, а с юридического лица?

— Да, может, и в случае с автомобилями такая практика достаточно распространена, — объясняет Лев Воропаев. — При этом суды возлагают ответственность на юрлицо, владеющее транспортом, если при его передаче владелец повел себя недобросовестно, например, водитель не был включен в страховку или оказался пьяным за рулем.

А как эта практика будет работать в случае с электросамокатами, ведь их передача происходит в заочном режиме, без присутствия собственника?

— Однозначной позиции пока нет, но как минимум, если самокат признан транспортным средством, водитель обязан иметь права категории «М», а владелец самоката, прокатная фирма, должен удостовериться в наличии таких прав. Если этого не сделано, суд вполне может возложить ответственность на прокатную фирму, — рассуждает эксперт.

Для самокатов есть страховки. От чего они защищают?

Обе прокатные организации дают возможность застраховать поездку. У Whoosh это добавляет к ее стоимости 35 рублей: полис в компании «Альфа Страхование» компенсирует до 500 тысяч рублей ущерба здоровью пользователю самоката, 100 тысяч рублей — за повреждение его имущества, еще 300 тысяч — за вред здоровью или повреждение собственности третьих лиц (что-то вроде ОСАГО). С подробными условиями можно познакомиться по ссылке, а в случае инцидента следует действовать по инструкции.

Условия Urent во многом схожи: страховка в компании «Ренессанс Страхование» стоит 30 рублей (за поездку), а лимит выплат составляет 600 тысяч рублей. Страховка покрывает вред здоровью водителя, а также здоровью и имуществу окружающих. Вот подробные условия.

Впрочем, страховка не спасет от крупных штрафов по Административному кодексу или даже УК, если при разборе инцидента самокат будет признан транспортным средством, а его водитель — виновником.

За езду на электросамокате можно лишиться прав?

Да, мы разбирали ситуацию на примере инцидента в Челябинской области. При этом водитель самоката лишается всех категорий прав, и в данном случае неважно, открыта ли у него мопедная категория «М». Остаться без удостоверения можно, например, за незаконную езду по встречной полосе или управление самокатом нетрезвым.

Если же водитель не имеет прав, то, например, за пьяную езду ему грозит до 15 суток ареста.

А если самокатчик скроется с места наезда?

Тогда ему грозит отягощенная ответственность. В случае легкого или среднего вреда здоровью пострадавшего водитель самоката рискует лишиться прав или угодить под административный арест. Что касается тяжелого вреда и гибели пострадавшего, в дело вступают четные части статьи 264 УК РФ, которую ужесточили несколько лет назад. Так, если электросамокатчик сбил человека насмерть и скрылся, ему грозит до 12 лет лишения свободы.

Иски на крупные суммы пострадавшие могут предъявить и самой прокатной конторе.

Оригинал материала: https://74.ru/text/transport/2021/05/13/69910133/#card_12

 

25.04.2024