Автомобили, принадлежащие водителям, постоянно проживающим в России, должны быть зарегистрированы в течение 10 дней. Исключение – для машин, владельцы которых проживают на постоянной основе за рубежом: без регистрации такие автомобили могут ездить по России не более года. Поводом для разъяснений ГИБДД послужила ситуация с машинами с армянскими номерами: их, по свидетельствам автомобилистов, стали чаще останавливать инспекторы и отправлять на штрафстоянку. С чем это связано, разбирался корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
На машине с иностранными номерами ездят водители, которые имеют постоянную регистрацию в России. Это, кстати, может быть не только гражданин нашей страны, но и любой другой. Главное – чтобы прописан он был у нас. Ему, согласно ПДД, дается 10 дней, чтобы поставить свое транспортное средство на учет, поясняет автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Если в течение 10 суток автомобиль не зарегистрирован, то, соответственно, водитель подлежит административной ответственности по статье 12.1. То есть первоначально это штраф, при повторном нарушении – вплоть до лишения прав. Кроме того, они активно применяют и статью 12.3 – это когда транспортное средство управляется гражданином, который не имеет соответствующего документа на него. И одна из мер – задержание этого транспортного средства до тех пор, пока, соответственно, не будет предоставлен документ. То есть, грубо говоря, до тех, пока транспортное средство не будет растаможено и гражданин не получит соответствующий документ.
Если же водитель зарегистрирован в другой стране, из неё ввёз машину в Россию, то он может до года ездить с иностранными номерами. ГИБДД считает такого автомобилиста участником международного движения. Ближе к концу этого срока нужно либо вновь пересечь границу на этом транспортном средстве, либо всё-таки поставить его на учет.
Потребовались такие разъяснения ГИБДД в связи с обращениями владельцев машин с армянскими номерами. Они стали жаловаться на “повышенный интерес” к ним дорожных инспекторов.
А дело вот в чем. Долгое время у Армении в рамках Евразийского экономического союза были льготы. С 2014 под 2020 годы таможенные ставки в этой стране были в несколько раз ниже, чем в России и в других странах-участницах ЕАЭС – Белоруссии, Казахстане и Киргизии. Этим воспользовались ушлые автомобилисты. Они ввозили автомобили из Армении и, не меняя номера, спокойно ездили. Таможенную “очистку” на российских условиях от автомобилей из стран-участниц ЕАЭС никто не требовал, говорит автоюрист Сергей Радько.
РАДЬКО: Они в России дешевле, потому что не растаможивались. Вот если бы ее нужно было растаможивать, тогда приходилось бы доплачивать тому, кто купил эту машину, разницу между таможенной стоимостью в Армении и в России. И тогда покупка машины становилась бы невыгодной, потому что было бы выгоднее купить нормально растаможенный автомобиль здесь. Поэтому машины покупали там и ездили на нерастаможенных с армянскими номерами.
Но 1 января льготы для Армении закончились, и ГИБДД вполне логично посчитала, что для армянских автомобилей должны действовать общие правила. Для россиян это означает, повторим, полную таможенную “очистку”. Для тех, у кого есть ПМЖ в Армении – до года езды на своих номерах.
Уходят в прошлое и маленькие хитрости. Например, если иностранец, владеющий машиной с зарубежными номерами, дал поездить на ней россиянину. Раньше инспекторы к таким водителям не “цеплялись”. А теперь отправляют на штрафстоянку, констатирует Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Это тоже будет ввоз иностранного транспортного средства. Потому что гражданам другого государства запрещено выдавать доверенности гражданам Российской Федерации. Прямо у нас в законе это запрещено. Действующее законодательство указывает, что нерастаможенные автомобили с иностранными государственными номерами иностранный собственник не имеет права передавать, если он не легализовал машину на территории РФ.
Машины с иностранными номерами популярны еще и потому, что их якобы не штрафуют автоматические камеры, так как таких автомобилей нет в базе данных ГИБДД. Хотя вопрос этот – спорный. В любом случае подталкивание Госавтоинспекцией таких машин к российской регистрации должно решить не только проблему уплаты таможенных пошлин, но и взимания штрафов за нарушения ПДД.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2440628/