пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Госдума вновь присмотрится к опасным маневрам

Из-за чего «буксует» законопроект о наказании для водителей-лихачей

За опасное вождение могут начать лишать прав, это следует из очередного законопроекта о наказаниях для лихачей, который депутаты внесли в Госдуму. Он предполагает, что водителей, которые, например, резко перестраиваются в потоке или не соблюдают дистанцию, будут штрафовать на сумму от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб., а за повторное нарушение может грозить лишение прав. Почему депутаты не могут утвердить штрафы за опасное вождение уже восемь лет? И есть ли шанс, что теперь все изменится? Разбирался Владислав Викторов.

С 2016 года в правилах дорожного движения написано, что опасное вождение — это, например, так называемые шашечки, то есть резкое перестроение в потоке, немотивированное торможение или несоблюдение безопасной дистанции. С формальной точки зрения критерии верные, однако параметры этих действий в тех же правилах не прописаны, отмечают эксперты. Например, безопасной дистанцией считается та, которая «позволит избежать столкновения». Эти неопределенности помешали введению штрафов в прошлые годы.

Не получится утвердить их и сейчас, считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр: «Направление выбрано правильное, только результативности оно не дает, потому что, как было в 2016 году, так и все осталось. Мы не видим четких формулировок того, что же такое опасное вождение, с какой скоростью и какое количество, например, опасных маневров должен совершить человек, с каким ускорением должен двигаться автомобиль и так далее.

В общем, каким образом все это контролировать, каким образом штрафовать водителей, непонятно. В ближайшей перспективе работающие санкции на опасное вождение мы не получим».

Авторы законопроекта заявляют, что до 80% ДТП происходит именно из-за опасного вождения, поэтому штрафы должны ситуацию улучшить. Но проблема в том, что без внятных критериев определять виновность водителя инспекторы будут буквально на глаз. А, например, в случаях с вероятным лишением прав участие сотрудника полиции необходимо. И чтобы не было злоупотреблений, нужно отслеживать нарушителей исключительно с помощью камер, подчеркнул автоюрист Лев Воропаев: «Необходимо внедрять искусственный интеллект, обучать его, чтобы он выявлял эти эпизоды опасного движения, допустим, резкого перестроения либо торможения.

Что касается лишения права управления ТС, то это связано исключительно с выявлением нарушения непосредственно сотрудником ГИБДД.

И здесь, конечно, необходимы бесспорные доказательства того, что водитель действительно совершал опасные маневры, в частности, какие-то видеозаписи либо личное признание гражданина».

Однако сейчас фиксировать такие нарушения на камеру почти невозможно. Дорожные комплексы действительно записывают видео, но опасное вождение предполагает неоднократное совершение, например, резких перестроений. И запечатлеть каждое из них, чтобы подтвердить вину, задача пока непосильная, считает эксперт по системам фото- видеофиксации Григорий Шухман:

«Видеозапись камеры ведут давно, но есть нюанс: техника нормально "видит" порядка 100-150 м, дальше уже просто непонятно, что происходит. Можно каким-то образом объединять записи с нескольких устройств в один состав и его уже изучать: одна машина совершает опасные маневры или нет, или, может, другое авто. Какая-то камера может зафиксировать один эпизод, а следующее перестроение будет уже в зоне другой. Вот как это объединять и оценивать, вопрос интересный».

Но даже если бы все было иначе, то и в этом случае выносить решение о виновности водителя все равно будет инспектор. Получается замкнутый круг. И лучше бы депутатам поработать над формулировками в ПДД либо вовсе пока отказаться от идеи штрафовать за опасное вождение, говорят эксперты. Однако авторы нового законопроекта рассчитывают, что поддержка со стороны правительства, а положительный отзыв уже получен, позволит ускорить принятие документа в Госдуме.

Оригинал материала: https://www.kommersant.ru/doc/6761731

15.07.2024