Эксперт выразил сомнение, что при отсутствии техосмотра будут применять регресс
Прохождение техосмотра перед покупкой ОСАГО станет добровольным уже в августе этого года: Госдума одобрила нужные поправки в окончательном чтении. А значит, до введения мартовских штрафов у автомобилистов исчезает главный мотив к получению диагностической карты. Попутно появилась версия, что страховые получат отличный инструмент для обогащения — регресс (возврат выплаты) в отношении автомобилистов, не прошедших технический осмотр. Так ли это, мы спросили эксперта.
Чем опасен регресс
Регресс — это особая процедура, которую страховщик может применить к своему клиенту при нарушении определенных условий страхования. Они изложены
Применительно к ОСАГО регресс выглядит так: автомобилист попадает в ДТП, страховая компенсирует ущерб пострадавшим, а затем взыскивает эквивалентную сумму с самого автомобилиста через суд, если у того были нарушены правила страхования. Подобная практика поставлена на поток, например, в отношении нетрезвых участников ДТП.
Регресс за отсутствие техосмотра уже применялся страховыми после прошлогодней карантинной паузы: тогда временно разрешили продавать полисы ОСАГО без диагностической карты под обязательство пройти техосмотр
Для автомобилистов регресс крайне неприятен, потому что, помимо прочего, оспорить размер требуемой компенсации весьма проблематично.
Что будет после 22 августа
Те, у кого полис ОСАГО истечет после этой даты, смогут обратиться в страховую, не проходя техосмотр. При этом сама процедура остается в силе, но переходит в статус добровольных. Очевидно, что желающих приехать на пункт техосмотра и отстоять там минимум полчаса (по нормативам) найдется немного. В связи с этим возникла версия, что страховые будут массово применять пункт о регрессе ко всем виновникам ДТП, не прошедшим техосмотр.
— Подобная процедура действительно предусмотрена в законе об ОСАГО, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Но, если мы говорим о личном транспорте, причиной ДТП должна быть техническая неисправность. Установить этот факт может автотехническая экспертиза, которая проводится в основном лишь по уголовным делам в рамках судебного разбирательства. То есть на практике регресс по данному пункту — большая редкость, и вряд ли что-то изменится.
Эксперт подчеркивает, что техническая неисправность крайне редко становится официальной причиной «легковых» ДТП: инспектору проще написать, что водитель не справился с управлением, чем строить гипотезы насчет поломки рычага подвески или отказа тормозов.
Иногда автомобилисты сами настаивают, что причиной была именно поломка, а не их манера езды, но и здесь доказать факт неисправности достаточно сложно. А потому перспектива регресса в отношении частников, не прошедших техосмотр, по мнению Льва Воропаева, практически нулевая.
— То есть теоретическая возможность, но это ни в коем случае не относится к любому ДТП, — подытоживает эксперт.
А вот для коммерческого транспорта ситуация иная. Автобусы, такси, грузовики обязаны иметь диагностическую карту, а ее отсутствие является основанием для регресса, даже если авария случилась из-за нарушения правил, а не технической неисправности.
Вернется ли техосмотр
Будущее самого техосмотра теперь туманно. С сентября
А в июне 2021 года МВД РФ выступило с инициативой об отмене обязательного техосмотра для легковых автомобилей, и пока неясно, насколько всерьез ее воспримут законотворцы. С одной стороны, начавшаяся реформа техосмотра дала первые плоды, например, почти исчезли нелегальные «продавцы» техосмотра, а их клиентов лишают диагностических карт заочно. С другой стороны — мишустинская полугодовая отсрочка существенно снизила поток машин на пункты технического осмотра, позволив избежать очередей и хаоса, которые могут вернуться в марте
Пока же продолжают действовать нынешние правила: для оформления полиса ОСАГО необходим техосмотр. Но диагностические карты, действие которых заканчивается
Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/2021/06/21/69977702/