пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Группа разбора: велосипедист-суицидник подставился под автомобиль, но крайним может стать водитель

Эта авария произошла в Челябинске на перекрёстке проспекта Ленина и улицы Энгельса: водитель серой малолитражки поворачивал налево, когда с тротуара вылетел шальной велосипедист. Удар получился достаточно сильным. Несмотря на безрассудство байкера, крайним в этой истории может стать автомобилист: как минимум он обязан компенсировать вред здоровью.

Видео: «Происшествия оперативно» / YouTube

Пересекать дорогу в седле велосипедистам прямо запрещает пункт 24.8 ПДД: для этого нужно спешиваться и идти в статусе пешехода. Но, даже нарушая это требование, не нужно нарушать здравый смысл: перед выездом на проезжую часть стоит остановиться и оглядеться, а если и ехать, то со скоростью пешехода.

 

Впрочем, есть вопросы и к водителю автомобиля: возможно, он не видел двухколёсного лётчика, но он видел пешеходов и должен был уступить дорогу. Вопрос о том, нужно ли пропускать далёких пешеходов, обсуждается не первый год, но в целом суды и ГИБДД придерживаются позиции, что, если человек находится на переходе, водители должны стоять. Хотя это нарушение к делу не относится, остановись водитель, не было бы инцидента с велосипедистом.

Что грозит участникам ДТП? Автоюрист Лев Воропаев считает, что велосипедисту, скорее всего, вменят часть 2 статьи 12.29 КоАП — это штраф 800 рублей. Но это не избавляет от ответственности водителя машины.

— Если велосипедист получил травмы, для водителя появляется риск лишиться прав по статье 12.24 КоАП за причинение вреда здоровью, — говорит он. — Причиной может стать нарушение пункта 10.1 ПДД, который в подобных ДТП вменяются водителям очень часто.

При этом решения по таким делам часто превратны и зависят от конкретного следователя и судьи.

— Автомобилисту можно ходатайствовать о назначении автотехнической экспертизы, перед которой нужно поставить вопросы, имел ли он возможность обнаружить опасность и остановиться, — поясняет Лев Воропаев.

По его словам, даже при наличии очевидной вины велосипедиста в таких делах наказание часто получают и автомобилисты, так как они в любом случае обязаны распознавать угрозы и предотвращать столкновения с ними.

Но если вопрос с административным наказанием является дискуссионным, то компенсировать вред здоровью велосипедиста водитель машины (или его страховая) должен обязательно — этого требует статья 1079 ГК РФ. Автомобиль является источником повышенной опасности, а велосипед — нет, поэтому наезды на велосипедистов в этом ключе похожи на столкновения с пешеходами. Другое дело, что компенсация за повреждённый велосипед уже не будет «автоматической» и зависит от того, кто всё-таки признан виновником аварии.

Если виновником признан велосипедист, то владелец машины может взыскать с него компенсацию за повреждения автомобиля. При этом в гражданском суде вину могут разделить между сторонами в определённой пропорции.

 

Оригинал материала: https://59.ru/text/auto/69300286/

19.04.2024