Остаться без прав можно и за чужое нарушение: при повторной фиксации грубого нарушения ПДД водителю грозит серьёзная ответственность, даже если в первый раз за рулём автомобиля сидел не он. Тактику защиты в такой ситуации изучил корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
Обыденная ситуация: за рулем вашей машины сидит жена. Она же и нарушает. Например, превышает скорость более чем на 60 км/ч, выезжает на встречку или на красный. Дорожная камера это всё видит и присылает “письмо счастья”. Вы безропотно платите: какие претензии могут быть к своей любимой жене? Ну, может, отчитаете её для проформы – и забудете. А потом то же самое нарушение в течение года совершаете вы сами. Но только зафиксирует его не автоматика, а живой патруль. И тут выяснится, что для вашего автомобиля это нарушение – повторное. А отвечать – вам. Аргументы о том, что в первый раз за рулем сидела жена, инспектор не примет. И отправит протокол в суд. Дальше – на его усмотрение: может увеличить штраф, а может и лишить прав. Так не раз бывало в судебной практике. Житейская история. Муж передоверил оплату штрафа жене (она же виновата), но женщина забыла его погасить. Потом с тем же нарушением попался он сам. Когда дело дошло до суда, то выяснилось, что первый штраф не оплачен. То есть – усугубил проступок. Однозначно лишение прав. Причем все последующие судебные инстанции этот вердикт подтвердили. Отсюда – правило: в случае серьезного нарушения, которое совершили не вы, надо сразу обжаловать, советует автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Надо подавать жалобы на соответствующее постановление. И указывать, что в тот момент управляли автомобилем не вы, чтобы в дальнейшем избежать лишения прав. И всё. То есть надо обращаться либо в суд, либо в ГИБДД к вышестоящему должностному лицу. А жене или другому родственнику претензии нечего предъявлять. В идеале – чтобы сама супруга либо иной родственник подали жалобу. Пришли в суд либо в орган и признались, что это они управляли автомобилем. И тогда с большой долей вероятности отменят постановление. Либо переквалифицируют на меньший штраф.
Если за рулем сидел близкий родственник, то, наверное, с ним будет легко договориться. Если он виновен, то должен в этом признаться. Если же вашей машиной управлял кто-то чужой, то такие просьбы с вашей стороны могут вызвать неприятие. И тогда доказывать свою невиновность придется иными способами, более сложными: справками, фотографиями, геопозиционированием и биллингом телефона.
Отдельный вопрос – повторное нарушение клиентом каршеринга. Первое совершил один наниматель, а второе, аналогичное, но уже с более серьезными последствиями, совсем другой человек. Сейчас все штрафы приходят на юрлицо, то есть оператору каршеринга. И уже он сам регрессом взимает с тех, кто это нарушение совершил, напоминает Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Да, действительно, штраф приходит от каршеринга. Так как юридическое лицо, которое владеет этим автомобилем, привлекается к административной ответственности. Ему выставляется повторный штраф в увеличенном размере. И поэтому они перенаправляют этот штраф по договору тому гражданину, который сидел в этот момент за рулём. Он (штраф), конечно, будет в увеличенном размере.
Клиент каршеринга, если он не согласен с увеличенным штрафом, тоже должен его обжаловать в суде. Кстати, если нарушение – злостное, то инспектор на дороге может заинтересоваться самим водителем. И начнет “пробивать” именно его, а не автомобиль, на котором он ехал. И вскроет всю его историю нарушений с последующим возможным лишением, размышляет автор Telegram-канала “Каршеровод” Юрий Николаев.
НИКОЛАЕВ: Технически он может это сделать. Но давайте представим человека, который никогда не ездил за рулем собственного автомобиля: у него просто нет истории штрафов. Скорее всего, у человека, который ездил исключительно на каршеринге последние несколько лет, будет чистая история нарушений. Потому что все его превышения скорости, которые фиксирует камера, будут, скорее всего, попадать каршерингу. А каршеринг не делится этими данными с ГИБДД. Они просто администрируют штрафы. Соответственно, потом списывают деньги с пользователя.
Это пока, предупреждают специалисты. Совсем скоро операторы каршеринга и ГИБДД наладят обмен информацией между собой. После этого пользователь, который нарушает ПДД в каршеринге, будет зафиксирован в базе ГИБДД. И тогда инспектор, который его остановит, будет видеть всю его историю нарушений именно как водителя.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2541754/