Водителей хотят наказывать за опьянение, полученное приемом лекарств. Соответствующие поправки в кодекс об административной ответственности Госдума приняла в первом чтении. Таким образом, лекарственное «опьянение» хотят приравнять к алкогольному и наркотическому. Но это коснется лишь лекарств из определенной группы, ухудшающих внимание и реакцию. О сути новых поправок в КоАП – Сергей Гололобов.
Принятию поправок предшествовал ряд историй с водителями, которые употребили те или иные лекарства, а после этого неадекватно вели себя за рулем. В одной из таких ситуаций водитель неудачно двинулся задним ходом, повис на бордюре, создал опасность для пешеходов. Те посчитали, что мужчина пьян, хотя алкоголем от него не пахло. Но на всякий случай вызвали ГАИ, которая отправила водителя на медосвидетельствование. Анализы не нашли ни алкоголя, ни наркотиков. Однако, выявили наличие габапентина. Это лекарство от эпилепсии. С таким диагнозом, то есть эпилепсией, управление транспортом вообще запрещено. Но само средство не относится ни к наркотикам, ни к психотропным веществам. А потому не входит в список препаратов, запрещенных для приёма водителями. Однако, мировой суд лишил этого автомобилиста прав. Тяжба дошла до Конституционного суда. Он встал на сторону подсудимого и указал, что в данном случае водителя нельзя привлечь к ответственности, поскольку выявленные вещества не относятся ни к одной из запретных категорий. Если существующий черный список расширят путем внесения в него определенных медицинских препаратов, то только тогда автомобилистов можно начать карать. Конституционный суд поручил внести соответствующие изменения в законадательство. Их взялась выполнять Госдума. Она подготовила поправки в КоАП, по которым лекарственное опьянение фактически приравняют к наркотическому и алкогольному. Трудность тут в том, что лекарственных препаратов огромное количество, причем одних и тех же под разными коммерческими названиями. Маркировки, указывающий на запрет для приема водителями, на них нет и не предвидится. Поэтому самый верный способ избежать проблем – внимательно читать инструкцию с лекарством. Там обычно всегда пишут их воздействие на психику. И если такое воздействие прописано, то и без всяких черных списков этот препарат принимать нельзя, предупреждает автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: У нас, во-первых, в правилах дорожного движения прямо запрещено управлять транспортным средством под воздействием лекарственных средств. Всё, точка. Этого достаточно, чтобы привлекать водителя. И если в инструкции к препарату любому написано, что запрещено под его воздействием управлять, либо он влияет на состояние водителя, этого тоже достаточно, чтобы водитель понял, что ему после принятия таких препаратов садиться за руль запрещено.
Более того, препаратов, которые при их принятии не влекут ответственность за управление транспортным средством, не так много. Это лишь те препараты, химические составы которых не влияют на психику, а соответственно не входят в 681-ое постановление правительства, дополняет Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Препаратов, которые можно сейчас управлять без последствий, их совсем мало. Там всего несколько препаратов для определенных заболеваний, и всё. Всё остальное покрывает 681-ое постановление правительства. Там бесконечное множество формул, названий и так далее. Поэтому я не думаю, что какие-либо проблемы возникнут с перечнем препаратов, под воздействием которых запрещено будет управлять транспортным средством.
То есть получается, что черный список препаратов уже есть, в 681-ом постановлении правительства. Только реестр этот настолько сложен для прочтения неспециалистами, что понять из него ничего нельзя. Задача уполномоченных ведомств – создать удобоваримый и легкочитаемый список запрещенных для автомобилистов препаратов. Сам перечень позднее определит правительство, но согласно пояснительной записке к поправкам в КоАП, в такой список могут быть включены анестетики, препараты против эпилепсии и болезни Паркинсона, а также снотворные и седативные средства.