пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Минфин России платит за ДТП

В Минфин России может столкнуться с большим количеством требований от пострадавших в ДТП уплатить долги, оставшиеся за предприятиями-банкротами. В Башкирии прокуратура уже смогла обязать ведомство выплатить компенсацию пострадавшему в аварии водителю спустя 20 лет. Все эти годы он должен был получать от виновника аварии по 19 тыс. рублей в месяц — его «Волгу» протаранил бензовоз.

Беспрецедентное решение вынес суд в Башкирии, разбирая последствия ДТП, которое случилось около 20 лет назад. Все эти годы серьезно пострадавший в аварии местный житель Шамиль Кудаяров не мог получить полагающиеся ему выплаты, но спустя столько лет все-таки смог добиться положенных по закону выплат.

О необычном случае «Газете.Ru» рассказали в прокуратуре Буздякского района республики. В 1997 году «Волгу» автомобилиста протаранил бензовоз — от легковушки осталась груда железа, а сам Кудаяров, которому на тот момент было под 50 лет, получил серьезные травмы и стал инвалидом. Бензовоз был на балансе одного из региональных ремонтно-транспортных предприятий — водителя тяжелой техники признали виновником аварии, а материальную ответственность возложили на его работодателя (ОАО Кармаскалинское РТП, смешанная российская собственность с долей собственности субъектов России).

Предприятие обязали платить своеобразную пожизненную пенсию пострадавшему автомобилисту — по 19 тыс. рублей в месяц.

Ведь пострадавший уже не мог полноценно работать и содержать жену с детьми и был вынужден тратить деньги на дорогостоящие лекарства и стационарное лечение.

Два года предприятие исправно делало платежи, но после этого обанкротилась, и выплаты прекратились. Кудаяров попытался через суд получить полагающуюся ему компенсацию и взыскать деньги с фонда социального страхования. Однако суд этот иск отклонил.

В итоге многие годы Кудаяров не мог добиться выплат, обращаясь не по адресу. Только в 2015 году знакомые посоветовали ему обратиться в прокуратуру.

В итоге в апреле 2015 года водитель составил обращение, а в ноябре прокуратура смогла доказать в суде, что в случае, когда ответственное за выплаты предприятие стало банкротом, обязанность за выплаты возлагается на Министерство финансов России. «Мы долго разбирались в деле, — рассказала «Газете.Ru» помощник прокурора Эльза Федорова. — Дело в том, что компания не делала обязательных отчислений на страхование именно для таких случаев. Изучив законодательство, мы поняли, что, согласно прописанной в законе схеме, ответственность возлагается на Минфин России.

В итоге такое решение и принял районный суд. Однако выйти на связь с Минфином и добиться начала выплат получилось только через полтора года. Сначала эти средства пытались взыскать судебные приставы, потом в Минфине пытались оспорить это решение через Верховный суд, но и там встали на сторону водителя».

В итоге в конце мая 2017 года Кудаяров получил первую единовременную выплату от Минфина.

С момента его обращения в апреле 2015 года накопился долг — около 400 тыс. рублей. Положенные 19 тыс. рублей также ежемесячно будут приходить ему на счет.

При этом, как пояснили в региональной прокуратуре, взыскать деньги за все годы, согласно законодательству, невозможно.

Адвокат Лев Воропаев рассказал, что водителю в сложившейся ситуации очень повезло.

«Важно понимать, было ли предприятие-банкрот государственным или частным, — сказал Воропаев «Газете.Ru». — Если предприятие государственное, то вопросов не было бы никаких. Учредитель — государство, и у многих федеральных предприятий имущество принадлежит собственнику.

В соответствии с действующим законодательством, если юрлицо не может отвечать по обязательствам, то эту ответственность несет учредитель. В данном случае это государство в лице Минфина».

Сложнее, по словам Воропаева, обстоят дела, если речь идет о коммерческом предприятии-банкроте.

«Есть другой вариант, если предприятие было коммерческим, то есть без госучастия, — отметил Воропаев. — И вот они обязались платить социальное пособие, но стали банкротами. В те времена законодательство было совсем другим, и в случае банкротства предприятия эта обязанность могла возлагаться на госорганы».

Если же подобная ситуация повторится в настоящее время, то эксперт советует ни в коем случае не пропускать стадию банкротства госпредприятия.

«Все социальные задолженности входят в выплаты первой очереди, — сказал Воропаев. — Пострадавшие имеют право получить их в первую очередь при банкротстве юрлица. Нужно сразу же обращаться Арбитражный суд, когда открыта процедура наблюдения, то есть банкротства юрлица. Указать, что вам эта организация обязана выплатить определенные денежные средства. Тогда пострадавших включат в число приоритетных кредиторов. Что касается Минфина, то ведомство также будет отвечать за госпредприятия, но при этом многое зависит от формы собственности. Если это унитарное предприятие, то Минфин за него ответственности не несет, а вот если казенное — то совсем другое дело».

По оценке эксперта, ситуации, когда Минфин осуществляет подобные выплаты, крайне редки. Дело в том, что кредиторы стараются получить средства в момент процедуры банкротства предприятия, поскольку в противном случае получить положенные выплаты шансов практически нет.

Между тем, по мнению адвоката Владимира Старинского, Верховный суд вынес решение, которое позволит выплатить компенсации многим гражданам, которые в течение многих лет не могли добиться компенсаций. Ведь добиться справедливости водитель смог через целых 20 лет. И это означает, что даже те, кто отчаялся получить положенную компенсацию, могут попробовать сделать это сейчас.

«Сейчас можно ожидать волну подобных требований к ведомству, поскольку на практике такие ситуации не были редкостью. В основном к Минфину предъявляют требования о компенсации вследствие незаконного уголовного преследования гражданина со стороны правоохранительных органов. Но существуют и иные случаи, которые указаны в главе 59 Гражданского кодекса России «Обязательства вследствие причинения вреда», в том числе рассматриваемый спор», — сказал эксперт «Газете.Ru».

Оригинал материала: https://www.gazeta.ru/auto/2017/05/31_a_10700807.shtml#page3

13.09.2024