Двойные выплаты за одни и те же повреждения, угон у самих себя и поддельные медицинские справки: аферисты придумывают всё новые способы обмана страховых компаний. Подробнее о мошенничествах на рынке автострахования – корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
Инсценировка кражи машины – один из популярных способов мошенничества. Аферист покупает в салоне автомобиль, после чего уезжает в отпуск (это нужно для последующего алиби). Машина – без присмотра. И в этот момент ее угоняют. Но ее владелец как бы об этом не знает. Так как автомобиль не в розыске, он беспрепятственно проходит границы и оказывается, например, в одной из южных стран СНГ. Там на него справляют нужные документы и продают. Хозяин возвращается с отдыха и подает машину в розыск. Страховая и правоохранители ищут угонщиков и сам автомобиль, но их и след простыл. А автовладелец, он же аферист, получает полновесную выплату по каско.
Второй способ мошенничества связан с поддельными документами о смерти и тяжелых повреждениях здоровья. Если ДТП произошло где-то далеко, то за бюрократической волокитой страховая просто может не уложиться в 20-дневный срок, в течение которого надо провести проверку страхового случая. В итоге, опасаясь судебных исков за волокиту, она производит выплату. Что и надо преступникам.
Еще один способ мошенничества на автостраховом рынке связан с двойными выплатами за одни и те же повреждения: и по ОСАГО, и по каско. Суть схемы пояснил руководитель отдела расследований журнала "За рулем" Сергей Смирнов.
СМИРНОВ: Человек попадает в аварию и становится пострадавшим по ОСАГО, то есть виновник – кто-то другой. Страховая компания по ОСАГО выплачивает пострадавшему компенсацию. И дальше пострадавший, чтобы еще раз получить деньги, обращается в свою страховую компанию уже по каско (при условии, что страховые компании – разные). Несмотря на то, что страховые могут общаться друг с другом и смотреть, были ли там обращения, это не всегда срабатывает. И такие случаи возможны.
Ранее полученные повреждения железу списать на новую аварию: этот способ получить повышенные страховые выплаты также остается популярным у мошенников. Особенно если оформление идет по “европротоколу”: без реального участия инспектора ГИБДД можно понаписать чего угодно. Правда, страховые уже не лыком шиты и такие постановки выявляют быстро, отмечает юрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Вот такие ДТП очень “популярны”, когда пытаются заявить, что чуть ли не полмашины разбили в небольшом ДТП, чтобы получить максимальную выплату. Ну и в этой ситуации страховые тоже всё-таки шагнули вперед. У подавляющего большинства страховых компаний работают автотехнические эксперты, которые по повреждениям определяют, относятся ли они к заявленным обстоятельствам ДТП или нет. Если относятся, соответственно, они выплачивают. Если нет, они отказывают в выплате. Особенно часто это касается тех ДТП, которые оформлены по “европротоколу”.
Все вышеприведенные способы касаются выманивая “лишних” денег у страховых компаний. Но мошенники наживаются и на попавших в аварию автовладельцах. Это схемы с так называемыми автоюристами. Раньше у них часто были завязки в ГИБДД, и с первым сигналом об аварии автоюристы бросались туда и начинали уговаривать клиента. Сейчас выездов непосредственно на место ДТП стало меньше. Действуют в основном через рекламу, уточняет Сергей Смирнов.
СМИРНОВ: Такая массивная реклама идет, особенно в небольших населенных пунктах: везде, на всех столбах висят объявления – “Поможем при ДТП”. И человек думает: “Зачем мне идти в страховую компанию, чего-то там ожидать, собирать какие-то документы?”. Он лучше сразу в эту контору обратится, и ему тут же выплатят “живые” деньги.
Автоюристы предлагают быстрые, хоть и не слишком большие выплаты, после чего заключают с автовладельцем договор цессии, то есть уступки прав требования, говорит Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Они ему рассказывают байки, мол, вы знаете, что страховые заплатят совсем мало, пойдёмте на независимую оценку. Или: “Давайте мы прямо здесь и сейчас выплатим деньги, и вы на них деньги отремонтируете свои автомобили. А нам за это подпишете договор цессии, а еще и доверенность. Всё это – в два шага, и вы получите денежку и будете довольны”. Обычно они платят в разы меньше, чем даже страховая компания.
Автоюристы от имени автовладельца разбираются со страховой, а если надо, то и подают на нее в суд. После чего могут получить со страховщика и неустойки, и пени за просрочку, и моральный ущерб, и некоторые другие выплаты. Всё себе в карман. Причем компенсацию за ущерб налогом не облагают. А вот эти все дополнительные выплаты подлежат налогообложению как полученная прибыль. Налог же придется платить не автоюристу – посреднику, а автовладельцу, констатирует Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Фактически юристы действуют не от своего имени, а от имени этого автовладельца. Поэтому и все налоги ложатся на автовладельца. Обычно доверенность выдается с правом получения денежных выплат. Реально деньгами пользуется вот этот юрист, который перекупает страховой долг этого автовладельца.
Ну и самый древний способ страхового мошенничества – выписка поддельных полисов. В том числе в онлайне. Автомобилист повелся на заманчивое предложение, которое пришло ему на почту. Нажал на сноску, попал на подставной “фишинговый” сайт, где ему продали липу. Да еще и выудили личные данные и банковские реквизиты. Во избежание такого рода мошенничеств специалисты советуют оформлять полисы либо в офисах страховых компаний (но не в “Газели”), либо через сайт Российского союза автостраховщиков.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2599336/