пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Опасный поворот

Очередная авария произошла при приеме экзаменов на права в ГИБДД Санкт-Петербурга. ДТП не было оформлено. Дело в том, что это, по сути, правовой казус, в котором зоны ответственности не определены. Кандидат в водители то ли перепутал педали, то ли передачи, не справился с управлением и врезался в гараж, проломив ворота и врезавшись в стену. На этот раз обошлось без членовредительства.

Экзамен по первоначальным навыкам управления принимался на площадке подразделения ГИБДД, но кандидат сидел за рулем учебного автомобиля автошколы. При этом в гордом одиночестве. Ни инспектора, ни представителя собственника в машине не было.

Возмещать ущерб за поврежденные ворота обязали автошколу. Кроме того, автошколе предстоит восстановить еще и свою собственную машину. При этом сама авария не была оформлена. В ГИБДД сослались на то, что ДТП произошло не на дороге, а на закрытой территории. И это не в первый раз.

Проблема в том, что согласно действующим сейчас нормативам не определено, кто обеспечивает безопасность на приеме экзамена. Нет четких указаний и на то, кто должен находиться в машине. Поэтому экзамены принимаются в каждом регионе по-своему. Это в Москве принимают экзамены на автомобилях ГИБДД, поэтому инспектор сидит в автомобиле рядом с кандидатом в водители.

В регионах, где машин ГИБДД, должным образом оборудованных, не хватает, принимают экзамены на учебных машинах автошкол. При этом инспекторы, как правило, находятся снаружи.

Но и инструктора в автомобиль не допускают. А вдруг он начнет помогать кандидату в водители? Да и что может произойти на площадке? Тем не менее происходит. Ведь, не находясь в машине, предотвратить аварию невозможно.

В Госавтоинспекции считают, что автошкола должна понимать, насколько хорошо подготовлен кандидат в водители, чтобы допустить его сдавать экзамены. И если они допустили к сдаче практического экзамена неподготовленного кандидата, то сами пошли на этот риск.

В то же время в гражданском порядке они могут через суд взыскать с кандидата в водители причиненный ущерб. А что касается оформления аварии, то так как ДТП произошло не на дороге, то ГИБДД его и не оформляет.

Впрочем, у юристов на этот счет другое мнение. Они утверждают, что Верховный суд РФ постоянно указывает на то, что требования правил, относящиеся к дороге, в полной мере необходимо применять и на прилегающих территориях, к которым относятся и автодромы. А это означает, что необходимо не только оформлять случившиеся на площадках ДТП, но еще соблюдать и требования к безопасности.

Как пояснил корреспонденту "РГ" юрист Лев Воропаев, в силу пункта 1.2 Правил дорожного движения к водителю приравнивается обучающий вождению. Согласно пункту 1.5 Правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В соответствии с пунктом 10.1 Правил скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением для выполнения требований Правил.

Таким образом, вся обязанность по обеспечению безопасности, исходя из приведенных норм, лежит исключительно на водителе (то есть на инструкторе).

Есть надежда, что новый регламент приема экзаменов, который сейчас ждет своей регистрации в минюсте, установит некий порядок в этом деле. Хотя напомним, что в его первоначальном варианте как раз строго устанавливалось требование, что при приеме экзамена на площадке в машине должен находиться только кандидат в водители.

Как стало известно "РГ", эта формулировка была скорректирована. Какой она окажется, когда документ будет опубликован, пока неизвестно.

Но есть надежда, что проблема будет решена и аварий с кандидатами в водители при приеме экзамена происходить не будет. Тем более что решить проблему с тем, чтобы инструкторы не помогали своим ученикам сдавать экзамен, довольно легко.

Ведь есть сейчас требования по оборудованию таких учебных автомобилей камерами, которые контролируют и зону ног. Ничего не стоит добавить туда сигнализатор нажатия на педаль.

Этим пользуются во всех странах. Как только инструктор нажимает на педаль, раздается звуковой сигнал и включается сигнальная лампа. Все, экзамен останавливается, кандидат отправляется на пересдачу.

 

Оригинал материала: http://rg.ru/2016/02/28/kto-otvechaet-za-bezopasnost-pri-prieme-ekzamenov-na-prava-v-gai.html

 

28.03.2024