В будущем году у Госавтоинспекции появятся так называемые экспресс-тесты для выявления пьяных водителей. Они мгновенно покажут наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Новую технологию изучил корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
В экспресс-тестах главное – скорость и простота. Как следствие – охват водителей. Что особо ценно в алкорейдах ГАИ, когда проверить очень быстро можно сотни водителей. Сейчас первое действие инспектора после остановки машины – оценка поведения и внешнего вида автовладельца: координация движений, изменение цвета кожи и глаз, нечеткая речь, повышенное потоотделение, ну и запах алкоголя. Всего 5 признаков. Так вот, экспресс-тесты фактически должны стать дополнительным, шестым, и наиболее объективным признаком опьянения, полагает автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: У нас вообще трехэтапная тогда будет система освидетельствования на алкогольное или иное опьянение. Сначала этот экспресс-тест, потом, соответственно, будут “продувка” в прибор сотрудника ГИБДД и направление на медосвидетельствование. Возможно, это упростит жизнь. Я так предполагаю, что пытаются убрать вот эти субъективные признаки – 5 признаков, по которым сотрудник полиции пытается провести освидетельствование на состояние опьянения.
Инспектор остановил, посмотрел на вас, принюхался, а после предложит дунуть в экспресс-тест. Он покажет результат мгновенно. Например, покраснеет. Но без конкретных цифр. Просто выявит факт опьянения. И вот тогда уже офицер предложит водителю пройти стандартную процедуру “продувки” в настоящий алкотестер, с понятыми и последующим протоколом, дополняет Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Он экспресс-тестом выявит, находится ли гражданин в состоянии опьянения или нет. А дальше – отказ либо согласие никак не избавит гражданина от желания сотрудника полиции провести в отношении него освидетельствование на месте с помощью полноценного алкотестера. То есть всё равно, если сотрудник захочет, водителю придется дуть в прибор.
Заставлять водителя дуть в экспресс-тест инспектор не вправе. Просто в случае отказа последует стандартная “продувка” в алкотестер. А если и тут отказ – то забор крови в медлаборатории. Вот от него отказываться – уже себе дороже. Осталось понять, что представляют из себя экспресс-тесты. Начальство ГИБДД не уточняет, говорит только, что технология такая есть и будут закупки в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Между тем в Сети информации об экспресс-тестах крайне мало. Специалистам тоже не совсем понятно, о чем идет речь, отмечает президент Независимой наркологической гильдии, кандидат медицинских наук Руслан Исаев.
ИСАЕВ: Технические моменты нам неизвестны. Я не понимаю. Они хотя бы сказали, на каком физическом принципе они действуют. То есть – какие реагенты, какая технология используется. Могут быть ошибки. Это надо смотреть, насколько он охватывает поток воздуха, который исходит именно от этого человека (может быть, рядом сидит кто-то из пассажиров или идёт какой-то запах от салфетки), насколько он четко и целенаправленно выделяет именно те газы, которые принадлежат именно данном человеку.
В интернет-магазинах есть некие схожие предложения. Но в основном экспресс-тесты по слюне. Например, тест на определение алкоголя “Алко-скрин” стоит более 400 рублей.
Между тем в ГИБДД говорят именно о воздушных экспресс-тестах. Есть и такой вариант – «Трубки контроля трезвости Мохова-Шинкаренко». В них действительно надо дуть. 10 одноразовых трубочек стоят более 300 рублей. Да и небыстро это. Сначала надо отколоть стеклянный запаянный кончик пробирки, потом выдохом набрать воздух в специальный резиновый баллон, идущий в комплекте, его соединить с трубочкой, нажать на баллон. И только после этого, через какое-то время, трубочка изменит или не изменит цвет. Помимо того, что небыстро, еще и недешево. В ходе одного только рейда на экспресс-тесты потратят тысячи, если не десятки тысяч казенных рублей. Хотя, если закупки будут оптом, то выйдет дешевле.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2557833/