Моральная компенсация за скрученный пробег. Право на неё защитил Верховный суд. В истории, которую он разобрал, суды низших инстанций в удовлетворении иска отказывали. Они посчитали, что недостатки в виде недостоверного километража несущественны. Понадобилось вмешательство высшей судебной инстанции. Она напомнила, что, согласно закону о защите прав потребителей, любое несоответствие товара заявленным показателям при его продаже недопустимо. Как добиться компенсации за обман со стороны продавца при покупке автомобиля, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Покупка "бэушных" автомобилей – часто лотерея, даже если приобретаешь официально через автосалон. Его задача – сбыть залежалый товар. А для этого все способы хороши. Так, жительница Перми приобрела автомобиль 2015 года с пробегом 62 тысячи. Спустя какое-то время автомобилистка решила получше изучить свою покупку и выяснила, что пробег – более чем в 2 раза больше, а год выпуска – 2013-й. Гражданка обратилась в суд с требованием моральной компенсации за обман со стороны автосалона. Но районный, а затем апелляционный и кассационный суды автомобилистку не поддержали. Их аргументы – при заключении договора стороны согласовали все существенные условия. То есть покупательница знала, на что шла. А потому с неё уже – и спрос за все вскрывшиеся недочеты. Тем более, по мнению судей, недостатки в виде несоответствия пробега и года выпуска транспортного средства не являются существенными.
Но жительница Перми поражение признавать отказалась и дошла до Верховного суда. Он-то и встал на ее сторону. Ссылался, в основном, на закон о защите прав потребителей, а также на прежние решения своего же пленума, пояснил автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Вообще, из постановления пленума Верховного суда следует, что любой обман потребителя, доказанный в суде, влечет неминуемый доказанный факт того, что потребитель нёс нравственные страдания, скажем так. И ему с виновной стороны в его пользу подлежит взысканию моральный вред. Вот Вреховный суд исходил из этого. И удовлетворил ее требования. Но, правда, он отменил и вернул на новое рассмотрение, но это – чисто законные там нюансы. Но я думаю, что теперь ее требования будут удовлетворены нижестоящим судом.
Похожих историй российская юриспруденция знает немало. Причем иногда обманутый автосалоном покупатель добивается победы уже на этапе районного суда. Так, в Череповце мужчина купил подержанный Renault Duster с пробегом якобы 45 тысяч. И уже в ходе его эксплуатации у автомобилиста зародились смутные сомнения насчет достоверности данных о километраже. Далее мужчина смог разными путями выяснить, что его реальный пробег – более чем в 2 раза больше. Дальше тоже был суд, который сразу встал на сторону автовладельца. Вердикт – излишне хитрый автосалон должен выплатить жителю Череповца 212 тысяч рублей моральной компенсации.
На основе всех этих историй возникает насущный вопрос: как выявить реальные пробег автомобиля и год его выпуска? Лучше, конечно, узнать всё это еще перед покупкой, но и после неё тоже пригодится. В Череповце мужчина обратился к платным интернет-сервисам, которые выяснили, что в момент последнего прохождения ТО еще прежним владельцем у его Duster уже был зафиксирован пробег 96 тысяч. То есть перед продажей этот пробег скрутили до 45. Год выпуска можно определить, опять же, по VIN, например, на сайте "Автокод.ру". Ну, и остается еще вариант изучения бортового компьютера. Следы скрутки в нем выявить хоть и сложно, но можно, отмечает автоэксперт Вячеслав Субботин.
СУББОТИН: Все пробеги – они прописаны в блоке управления двигателем. Причем очень крутой какой-нибудь диагност – он увидит, что пробег затерт по блоку управления двигателем, по блоку управления коробкой, редукторами. И скажет, что туда залезали... Но может и не обнаружить. Но для этого надо быть очень серьезным хакером, чтобы знать. Потому что не каждый знает, как скручивать пробег. Ну, мотор ты можешь скрутить. О,кей. Ты залез туда. Это известные в Интернете ходят материалы, как это скручивается. Но всё ты можешь не затереть. Ты просто всего можешь не знать.
Для определения реального пробега, скорее всего, придется обратиться к независимым и компетентным экспертам. Желательно, имеющим сертификацию на работу с электронными системами автомобилей. Со справкой уже можно подавать претензию продавцу. И далее – в суд.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2515143/