Конфликты такого рода случаются нечасто, но регулярно. Тем более расстроенные автовладельцы крайне придирчивы в осмотре автомобилей, и даже если не уверены в происхождении царапины, предпочитают записать её на счет эвакуаторщиков. До сих пор недовольные «штрафники» вызывали полицию и далее обращались в суд, но тот зачастую отказывал из-за отсутствия доказательств того, что дефекты были получены именно при эвакуации.
В последнее время проблема обострилась.
— Челябинцы жалуются в общественные приемные депутатов на то, что участились случаи повреждения машин при эвакуации на штрафстоянку, — рассказал депутат ЗСО Алексей Беседин. — Возникают конфликты, автовладельцы идут в полицию, долго судятся. Но чаще всего — в 90 процентах случаев — суды становятся на сторону штрафстоянок, потому что нет никаких документальных свидетельств, и обязанностей их выдавать у сотрудников службы эвакуации нет.
Новый закон обязывает представителей штрафстоянки совместно с владельцем фиксировать состояние автомобиля, который ляжет в основу последующих разбирательств.
— Теперь при возврате машины автовладелец и служба эвакуации должны осмотреть автомобиль и составить акт приёма-передачи в двух экземплярах, — объяснил Алексей Беседин. — Если при транспортировке автомобилю причинили вред, собственник получит возмещение.
Образец акта приёма-передачи разработают в Министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
На самой штрафстоянке нам рассказали, что претензии от автовладельцев периодически возникают.
— Да, бывает, что они вызывают полицию и обращаются в суд, делают экспертизы, но в подавляющем большинстве случаев оказывается, что царапины и другие повреждения старые, — рассказал 74.ru заместитель директора ООО «Лидер Плюс» Кирилл Сташков.
Акт приёма-передачи составляется и сейчас, но лишь для внутреннего пользования. Форма этого акта разработана руководством штрафстоянки и на руки клиентам не выдаётся.
— Мы тоже заинтересованы в контроле свои сотрудников, поэтому акт приёма-передачи составляется и сейчас, — продолжил Кирилл Сташков. — Наши сотрудники, в том числе стропальщики, проходят регулярное обучение, сам механизм погрузки простой и надёжный, а составление этого акта нужно для повышения их ответственности.
Погрузка автомобиля должна проходить в присутствии инспектора ГИБДД и двух понятных либо под запись процесса на видео — в Челябинске чаще используется последний вариант. Видео хранится в ГИБДД в течение срока, отведённого на обжалование постановления, то есть порядка 10 дней.
Эксперты оценивают нововведение, скорее, скептически — отсудить что-либо всё равно будет непросто. Сама по себе фиксация повреждений в акте не означает, что суд автоматически примет сторону владельца.
— Хорошо, что формализовали этот документ, который будет одним из аргументов при судебных разбирательствах, — размышляет автоюрист Лев Воропаев. — Но подобные споры решают в гражданских судах, где предоставлять доказательства своей правоты должна каждая из сторон, в том числе и сам автовладелец. Проблема как раз в том, как установить, что указанные в акте повреждения возникли именно в процессе перемещения или хранения автомобиля. Я бы в любом случае рекомендовал вызывать на место полицию, чтобы её представители заверяли акт — это уже даст стопроцентную гарантию, что он станет весомым аргументом в суде.
Видеозапись с места эвакуации позволяет увидеть состояние машины в момент погрузки, но преувеличивать её значимость эксперт не советует.
— Недавно я относил фотографии повреждённого автомобиля эксперту, и тот сказал, что для анализа нужна макросъёмка этих дефектов, — говорит Лев Воропаев. — С учётом низкого качества записи, которую делают при эвакуации, её можно будет использовать разве что для установления крупных повреждений.
А клиентов между тем чаще волнуют мелочи: небольшие сколы, царапины, потёртости. И здесь не всегда поможет и акт, который составляют сотрудники ГИБДД при эвакуации.
— Его выписывают в большой спешке, и часто фигурирует фраза: имеются множественные сколы и повреждения. И как потом доказать, что зафиксированные в акте приёма-передачи дефекты не попадали под это определение? — рассуждает Лев Воропаев.
По мнению юриста, новая редакция закона будет работать в идеальных условиях, когда ГИБДД качественно отразит дефекты перед погрузкой, а при выдаче автомобиля его осмотрят без спешки и при хорошем освещении. Но в идеальных условиях, наверное, автомобили и не повреждают.
— Полагаю, в большинстве случаев при выдаче автомобиля человеку будут давать акт приёма-передачи на подпись и не возвращать машину, пока он не согласится подписать его без претензий, — заключает эксперт.
В любом случае появление обязательного акта приёма-передачи делает процесс эвакуации более цивилизованным. Новая норма заработает через десять дней после официальной публикации свежей редакции закона, то есть в ноябре–декабре этого года.
С июля челябинская штрафстоянка переехала на участок в продолжение улицы Энгельса возле ЖК «Западный луч». Челябинские автомобилисты новым местом недовольны. Помещение просторное, но в нём нет туалета и мест для сидения явно недостаточно для того количества нарушителей, которые ежедневно приезжают за своими машинами. Для того чтобы не оказаться в их числе, достаточно просто знать, за что эвакуируют машины.
Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/65544911/