Водителей ждут очередные законодательные изменения. Так, годовой срок административного наказания будут отсчитывать с момента уплаты штрафа, а не со вступления постановления в силу, как сейчас. Также в КоАП предлагают ввести новый штраф – за превышение средней скорости. Сейчас наказания за такие нарушения периодически оспаривают, и суды часто встают на сторону автомобилистов. С подробностями – корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Не все автомобилисты помнят, что срок административного наказания – год. И с уплатой штрафа проблемы не заканчиваются. Особенно для тех, кто превысил скорость более чем на 60 км/ч, выехал на встречку или на красный. Аналогичное повторное нарушение – и штраф уже гораздо выше. А если остановил живой патруль, то может и прав лишить. Так вот, споры постоянно вызывала дата начала этого года. Сейчас она начинается с момента вступления постановления в силу, поясняет автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: То есть когда вы получаете на почте постановление, вот с этого момента отсчитываются 10 дней, а на 11-й постановление вступает в законную силу. И в от с этого дня начинается отсчитываться годичный срок, когда вас могут повторно привлечь к более жесткому наказанию. Либо конверт с этим же бумажным постановлением возвращается в ГИБДД. И вступает в силу с момента получения этого письма в ГИБДД.
По сути, дата вступления наказания в силу во многом зависит от почты. Ведь редко кто сейчас получает бумажное "письмо счастья" на руки, и оно возвращается в ГИБДД. Причем неизвестно когда. Автомобилист эту дату, скорее всего, и не узнает. Из-за чего потом может попасть в неприятную ситуацию. Эти сложности постоянно вызывали недовольство водителей. Так, аж до Конституционного суда дошло дело автомобилистки. Она в июле 2018 злостно превысила скорость, но быстро оплатила штраф. Затем в августе 2019, то есть более чем через год, она опять совершила аналогичное нарушение. И ей выписали более строгую "повторку". "Но как же так, – возмутилась женщина, – срок административного наказания вышел!" Оказывается, нет. Постановление вступило в силу только в конце августа 2018, и год еще не прошел. А момент уплаты штрафа по нынешним правилам ничего не значит. Но высший суд эту юридическую дилемму решил в пользу автомобилистки. На основе этого решения сейчас разрабатывают поправку в КоАП, отметил Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Эта новая поправка регламентирует, что если гражданин оплатил штраф до получения постановления и вступления его в законную силу (штрафа, я имею в виду), то этот срок годичный, в течении которого он считается подвергнутым наказанию и его могут прилечь к более жесткому наказанию, начинает отсчитываться с момента оплаты штрафа. А не с момента вступления постановления в силу.
Теперь автомобилисты будут четко знать, от какой даты отсчитывать штрафной год: с момента уплаты ими штрафа. Всё стало проще и понятнее.
Еще одна юридическая новация касается уже средней скорости. Сейчас камер, которые ее фиксируют, уже достаточно много. В том числе на ЦКАД, в Татарстане, но к нарушителям применяют обыкновенную статью о превышении мгновенной скорости. Что вызывает множество споров. Например, по существующим правилам место нарушения должно быть четко зафиксировано. А при измерении средней скорости это километры. Кроме того, на некоторых участках дорог водитель после фиксации первой камерой может срезать путь до второй, не превышая скорость. Но приедет раньше положенного. И получится, что его оштрафуют без вины. Так вот, среднюю скорость хотят теперь ввести в легальное поле. То есть написать специальную статью в КоАПе. Места измерения при этом должны выбирать не произвольно, а с учетом пригодности инфраструктуры. Например, на путепроводах и эстакадах. Прямые и длинные, в километр – два, скоростные отрезки без съездов и пешеходных переходов, рассуждает руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петр Шкуматов.
ШКУМАТОВ: Конечно, речь идет о тех местах, где нет выездов, где прямой участок дороги и есть какой-то риск при сильном превышении скорости, особенно в снег и дождь, потерять управление и попасть в крупное ДТП. Да, я думаю, что эстакады и искусственные сооружения, путепроводы будут одним из тех мест, где, возможно, будет разрешена такая методика измерения скоростного режима.
В декабре 2019 споры о штрафах за превышение средней скорости даже дошли до Верховного суда. Он один из таких штрафов отменил. В том числе привел такие аргументы. В КоАПе нет наказания за превышение средней скорости. Там упоминается просто скорость, и она, по мнению суда, должна быть конкретной. Ну и плюс не установлено точное место проступка. Оно размыто на несколько километров, что неправильно. Казалось бы, такое решение верховной инстанции – руководство к действию нижестоящих судов. Но у нас не прецедентное право. Так что они могут лишь взять на заметку, но строго руководствоваться позицией Верховного суда не обязаны. Введение специальной статьи в КоАП эту проблему должно решить.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2545879/