Что говорят ПДД?
Для начала напомним два пункта правил.
13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
В обоих случаях требование уступить дорогу безусловно и не делает исключений на случай, если машина на главной дороге совершает перестроения.
Мнение практикующего автоюриста
Автоюрист Лев Воропаев напоминает, что в пределах пересечения проезжих частей приоритет у того, кто изначально двигался по главной дороге.
— Это же правило действует, например, на выезде с прилегающих территорий, — поясняет он. — Если вы, выезжая на главную дорогу, создаете помеху машинам на ней, и происходит ДТП, то вас признают виновным, даже если сама авария случилась, условно, в трех метрах за пересечением проезжих частей или если машина на главной перестраивалась в полосу, куда выезжает водитель со второстепенной дороги.
То есть сам факт выезда на главную дорогу не дает автоматического преимущества перед теми, кто двигался по этой дороге ранее.
Почему это кольцо такое сложное?
Проблема кольца у шершневской плотины — в неочевидной конфигурации пересечений проезжих частей. Если у классического четырехстороннего перекрестка эти пересечения имеют прямоугольную форму с понятными границами, то, когда проезжие части пересекаются под углом (а на данном кольце именно так), определить границы пересечений на глаз проблематично.
Не претендуя на высокую точность, мы нанесли примерные границы пересечений проезжих частей при въезде на это кольцо. Если обе машины выехали за границы пересечений, и авария произошла в момент перестроения одного из автомобилей, виновным с большой вероятностью признают его водителя. Но в пределах пересечений приоритет у того, кто въезжает на них по главной дороге
Источник: «Яндекс.Карты»
— На практике при разборе таких ДТП исходят из того, случились они вблизи выезда со второстепенной дороги или нет, — продолжает Лев Воропаев. — Если вблизи, то в основном виновным признают того, кто выезжал со второстепенной. В данном случае представление о форме пересечений дает разметка 1.7, но на практике определением точной формы пересечений не заморачиваются даже эксперты. Если обе машины выехали на круговое движение, пересечение осталось позади, и одна из машин начала перестраиваться, то она должна уступать дорогу согласно пункту 8.4. Но вблизи самого въезда уступает тот, кто двигался со второстепенной дороги.
Трактовка Юрия Панченко еще шире: он считает, что уступать нужно не только в пределах пересечения проезжих частей, но на всём перекрестке. Он подробно разбирал этот вопрос в отдельной статье, процитируем:
— Пункт 13.9 ПДД действует на весь перекресток. Он может быть крестообразным, звездочкой, кругом, У-образным, с разделительной полосой и без нее. Да любым, — пишет он.
Аналогичная логика применима к круговым перекресткам, движение по которым регулируется пунктом 13.11 (1).
Как минимум при въезде на круговое движение будьте готовы к маневрам машин, которые движутся по главной: и по Правилам, и по здравому смыслу лучше им уступить.
Для упрощения проезда этого кольца нужна более четкая разметка со знаками движения по полосам, а еще лучше — регулируемый перекресток (его обещали, но работы застопорились).
Пересечения сложной формы часто вызывают затруднения водителей, например, мы разбирали аварию на Копейском шоссе, где дороги смыкаются под острым углом. Здесь произошла абсурдная ситуация, когда фура, двигаясь прямо в своей полосе, накатила на автомобиль с прицепом, который перестраивался в ее ряд. Несмотря на вроде бы очевидную вину водителя машины с прицепом, де-юре виноват дальнобойщик: он въехал на это длинное пересечение со второстепенной дороги. Из-за острого угла смыкания этих дорог пересечение здесь вытянутое и его границы трудно определить интуитивно. О том, что авария случилась на пересечении, говорит форма линии разметки 1.7: такая используется в пределах перекрестка. Не менее сложный перекресток есть и с другой стороны от мостов на Копейском шоссе.