пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Спор о кольце у шершневской плотины рассорил читателей 74.RU. Спрашиваем практикующего юриста, кто прав

Прежние разъяснения эксперта вызвали бурю негодования, и мы спросили еще одного специалиста

После статьи о проезде перекрестка с круговым движением у шершневской плотины читатели завалили нас обратной связью, возмущаясь комментариями автоэксперта Юрия Панченко по поводу очередности движения на этом пересечении. Баталии начались и в комментариях. Из читательских отзывов понятно, что многие ошибочно трактуют пункты правил, связанные в проездом неравнозначных дорог. Самое частое заблуждение звучит примерно так: «Если я уже выехал на главную дорогу (кольцо), у меня равный приоритет с остальными машинами». Нюансы этих пунктов правил разъяснил нам автоюрист Лев Воропаев.

Мы конкретизировали схему из прошлой статьи, чтобы четче было видно, где именно происходят спорные столкновения. Кольцо широкое, трехполосное, с большим количеством примыканий. По правилам, при съезде с такого кольца нужно занять крайнее правое положение. К сожалению, в силу специфической формы именно здесь сложилась практика, когда водитель съезжает сразу с внутренних полос (красные траектории на схеме), что является нарушением. В результате пересекаются пути с теми, кто въезжает на круговое движение со второстепенных дорог (синие траектории).

В прошлой статье автоэксперт Юрий Панченко разъяснял, что, несмотря на наличие нарушений в действиях красных машин, в любом случае уступать должен тот, кто въезжает на кольцо.

На чём настаивают читатели

Многие водители убеждены, что машина, уже въехавшая на круговое движение, считается движущейся по главной дороге. Поэтому у нее равный приоритет с теми, кто въехал на кольцо раньше и движется по внутренним (левым) полосам кольца.

Эта логика распространена среди водителей, и многие прибегают к ней и при столкновении на классических перекрестках: мол, раз я уже был на перекрестке, я был на главной дороге, значит, у меня приоритет. Но это не вполне верно, когда речь о столкновениях в границах пересечения проезжих частей.

Что говорят ПДД?

Для начала напомним два пункта правил.

13.9 ПДД. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

13.11(1). При въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

В обоих случаях требование уступить дорогу безусловно и не делает исключений на случай, если машина на главной дороге совершает перестроения.

Мнение практикующего автоюриста

Автоюрист Лев Воропаев напоминает, что в пределах пересечения проезжих частей приоритет у того, кто изначально двигался по главной дороге.

— Это же правило действует, например, на выезде с прилегающих территорий, — поясняет он. — Если вы, выезжая на главную дорогу, создаете помеху машинам на ней, и происходит ДТП, то вас признают виновным, даже если сама авария случилась, условно, в трех метрах за пересечением проезжих частей или если машина на главной перестраивалась в полосу, куда выезжает водитель со второстепенной дороги.

То есть сам факт выезда на главную дорогу не дает автоматического преимущества перед теми, кто двигался по этой дороге ранее.

Почему это кольцо такое сложное?

Проблема кольца у шершневской плотины — в неочевидной конфигурации пересечений проезжих частей. Если у классического четырехстороннего перекрестка эти пересечения имеют прямоугольную форму с понятными границами, то, когда проезжие части пересекаются под углом (а на данном кольце именно так), определить границы пересечений на глаз проблематично.

Не претендуя на высокую точность, мы нанесли примерные границы пересечений проезжих частей при въезде на это кольцо. Если обе машины выехали за границы пересечений, и авария произошла в момент перестроения одного из автомобилей, виновным с большой вероятностью признают его водителя. Но в пределах пересечений приоритет у того, кто въезжает на них по главной дороге

— На практике при разборе таких ДТП исходят из того, случились они вблизи выезда со второстепенной дороги или нет, — продолжает Лев Воропаев. — Если вблизи, то в основном виновным признают того, кто выезжал со второстепенной. В данном случае представление о форме пересечений дает разметка 1.7, но на практике определением точной формы пересечений не заморачиваются даже эксперты. Если обе машины выехали на круговое движение, пересечение осталось позади, и одна из машин начала перестраиваться, то она должна уступать дорогу согласно пункту 8.4. Но вблизи самого въезда уступает тот, кто двигался со второстепенной дороги.

Трактовка Юрия Панченко еще шире: он считает, что уступать нужно не только в пределах пересечения проезжих частей, но на всём перекрестке. Он подробно разбирал этот вопрос в отдельной статье, процитируем:

— Пункт 13.9 ПДД действует на весь перекресток. Он может быть крестообразным, звездочкой, кругом, У-образным, с разделительной полосой и без нее. Да любым, — пишет он.

Аналогичная логика применима к круговым перекресткам, движение по которым регулируется пунктом 13.11 (1).

Как минимум при въезде на круговое движение будьте готовы к маневрам машин, которые движутся по главной: и по Правилам, и по здравому смыслу лучше им уступить.

Для упрощения проезда этого кольца нужна более четкая разметка со знаками движения по полосам, а еще лучше — регулируемый перекресток (его обещали, но работы застопорились).

Пересечения сложной формы часто вызывают затруднения водителей, например, мы разбирали аварию на Копейском шоссе, где дороги смыкаются под острым углом. Здесь произошла абсурдная ситуация, когда фура, двигаясь прямо в своей полосе, накатила на автомобиль с прицепом, который перестраивался в ее ряд. Несмотря на вроде бы очевидную вину водителя машины с прицепом, де-юре виноват дальнобойщик: он въехал на это длинное пересечение со второстепенной дороги. Из-за острого угла смыкания этих дорог пересечение здесь вытянутое и его границы трудно определить интуитивно. О том, что авария случилась на пересечении, говорит форма линии разметки 1.7: такая используется в пределах перекрестка. Не менее сложный перекресток есть и с другой стороны от мостов на Копейском шоссе.

Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/2024/10/23/74240249/

09.12.2024