А В Т О Ю Р И С Т
                  Лев Воропаев



 тел.: (351) 27-88-33-7    e-mail: help@vserazrulim.ru

                             8-902-602-88-33 
Меню

НАШИ ПОБЕДЫ


Вернули через Верховный суд РФ
права после ДТП,в результате которого,
был причинен вред здоровью
(ст.12.24  КоАП РФ)




Законно вернули права
в окружном
военном суде
за управление
в состоянии опьянения
(ст.12.8 ч. 1 КоАП РФ)


Законно вернули права за управление
в состоянии опьянения
(ст.12.8 ч. 1 КоАП РФ)


В
ернули права
за отказ от
м
едицинского
освидетельствования
(ч.1 ст.12.26 КоАП РФ)
Вернули ранее уплаченный
штраф. Ждать окончания срока
лишения и сдавать экзамен в
ГИБДД на знание ПДД РФ –
не придется


Вернули права
за оставление места
ДТП
(ст. 12.27 КоАП РФ)


Мы выигрываем по
всей России

(ч.4 ст.12.15 КоАП РФ)
Решение Верховного Суда
Республики Крым






Главная » 2020 » Сентябрь » 14 » Спорный транспорт: мода на электросамокаты добавила проблем и пешеходам, и самим райдерам
 
Спорный транспорт: мода на электросамокаты добавила проблем и пешеходам, и самим райдерам

Москвичи стали чаще ездить на электросамокатах, сообщили в пресс-службе департамента транспорта города. В среднем за день один электросамокат используют семь раз, а за год и самокатный парк, и количество поездок выросли вдвое. В целом по стране спрос на электросамокаты вырос. Впрочем, и проблемы добавились. Так на жителя Казани составили протокол с лишением прав за якобы пьяную езду на электросамокате. Нередки уже и ДТП с электротранспортом: так в Петербурге после столкновения райдера с велосипедистом первый скрылся, второму понадобилась помощь медиков. О том, что нужно знать желающему прокатиться на электросамокате и какие грядут перемены — в материале «Известий».

Определения нет, ответственность есть

В августе житель Казани 54-летний Дмитрий Хотухов попал в переплет. Он может лишиться водительских прав за отказ от медосвидетельствования по ст. 12.26 КоАП — сотрудники ГИБДД заподозрили его в езде на электросамокате в нетрезвом виде, но развеять сомнения полицейских Дмитрий не захотел.

«Около моего дома, практически у подъезда, ко мне подошли сотрудники ГИБДД, предъявили, что якобы я пьяный управляю транспортным средством, хотя я был трезв! — рассказывал в интервью местному изданию Дмитрий. — Попросили документы, предложили дунуть в алкотестер. Документы на самокат я им предъявил, но проходить тест на опьянение отказался. Что еще за новости, с каких пор самокат стал транспортным средством? Но они взялись составлять на меня протокол, а пока писали, за моим самокатом эвакуатор приехал! Кому рассказываю эту историю — не верят, смеются, потому что бред полнейший!»

Электросамокат по всем правилам погрузили на эвакуатор и увезли — за простой транспорта на штрафстоянке казанцу пришлось заплатить 5600 рублей. Дмитрий Хотухов настроен решительно — планирует идти в суд за возмещением расходов и компенсацией морального вреда. Впрочем, несмотря на то, что у электросамокатов пока нет четкого статуса (новые поправки в ПДД, которые бы определили это средство передвижения вместе с сегвеями и им подобным в отдельную категорию, только готовятся), в зависимости от мощности двухколесное чудо все-таки могут приравнять к мопедам.

«В случае если средство индивидуальной мобильности имеет электродвигатель, который по своим техническим признакам соответствует категории транспортного средства, закрепленного в пункте 1.2 ПДД, то лицо, управляющее им, считается водителем транспортного средства и требования предъявляются к нему как к водителю», — объяснил РЕН начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России Антон Белан. Так, согласно документу, «мопед» — это в том числе и двухколесное механическое транспортное средство, имеющее электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Казанский «скакун» имел движок мощностью 600 Вт, оттого с него и спрос соответствующий.

С точки зрения закона, говорит автоюрист Дмитрий Славнов, сотрудники ГИБДД действительно правы, и предупредить подобные ситуации несложно.

«Всё просто: надо смотреть документы завода-изготовителя. Если владелец внес изменения в конструкцию сам, то это одно (у нас молодежь любит покупать усиленные аккумуляторы), если же мощный двигатель стоял изначально, то, конечно, водитель должен иметь права категории «М», страховой полис и быть приравнен к участнику дорожного движения», — говорит в беседе с «Известиями» автоюрист Дмитрий Славнов.

Юрист Европейской Юридической службы Евгений Иванов в беседе с «Известиями» отмечает, что казанская история не уникальна, аналогичная практика существует: в декабре 2017 года Ленинский районный суд города Тамбова признал правомерным привлечение мировым судом города Тамбова гражданина за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения.

Гроза пешеходов и белок

Формально управляющий маломощным электросамокатом (не подпадающим ни под определение «мопеда», ни «мотоцикла», с двигателем до 0,25 кВт) — пешеход. Но проблемный. Так в Казани водитель электросамоката сбил мальчика на тротуаре — у ребенка двойной перелом. В Санкт-Петербурге при встрече с электросамокатом не повезло велосипедисту — ему понадобилась помощь медиков. В обоих случаях виновники скрылись с места происшествия. В парке культуры и отдыха имени Кирова в Санкт-Петербурге подумывают запретить въезд электросамокатам и велосипедам на территорию парка (пока это правило работает только по выходным) — лихачи на двух колесах сшибают с ног пешеходов и белок.

«Если мощность двигателя не превосходит допустимые показатели, то водитель считается пешеходом. В этом случае, если он сбил пешехода, то возбуждается дело по ст. 1064 ГК РФ, и тот, кто причинил вред, обязан его возместить», — говорит Дмитрий Славнов.

По ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»), размер штрафа варьируется от 500 до 1,5 тыс. рублей.

В случае же, если двухколесный агрегат был мощный, то есть попадает под категорию, например, «мопед», то, по словам автоюриста Льва Воропаева, ответственность будет иной — по ст. 12.24 КоАП РФ («Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»).

«Она предусматривает как штраф от 2,5 тыс. до 25 тыс. рублей в зависимости от тяжести вреда здоровью, так и лишение права управления всеми транспортными средствами (на которые у водителя есть права), — от года до двух лет», — говорит «Известиям» эксперт. При худшем развитии событий дело будет рассматриваться в рамках уголовного кодекса.

Евгений Иванов замечает, что практики привлечения управляющего электросамокатом к административной ответственности по ст. 12.24 и ст. 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») КоАП РФ нет. Пока нет.

«Не исключена возможность применения судами указанных норм КоАП по аналогии с привлечением к ответственности лица, управляющего электросамокатом (приравнивая его к мопеду) в состоянии алкогольного опьянения по ст. 12.8 КоАП РФ», — предупреждает юрист.

К слову, будущему владельцу электросамоката, судя по ситуации в Казани, не лишним будет изучить заводские характеристики модели и быть начеку. А как быть с прокатом, тоже требовать документы? Совсем необязательно, считает автоэксперт Сергей Смирнов.

«Компания, которая предоставляет эту услугу, должна до вас донести при каких условиях вы можете воспользоваться этим электросамокатом. Вам не надо искать, какая у него мощность, где это написано — вы просто смотрите правила пользования электросамокатом, — говорит в беседе с «Известиями» специалист. — Если прокатчик напишет (а сейчас этого нет, нигде в правилах не прописано), что возможно взять электросамокат только в том случае, если у вас есть права категории «М» и пользоваться в соответствии с правилами дорожного движения, тогда вы будете понимать, что этим самокатом вы не можете пользоваться на тротуаре, на пешеходных дорожках. Ваша задача — выполнять правила. Если действительно мы дойдем до того, что любой электросамокат необходимо брать в прокат при наличии водительского удостоверения, то это будет некий аналог каршеринга: для регистрации у вас должно быть водительское удостоверение, вы получаете электронный доступ и только после этого можете пользоваться».

Кстати, некоторые прокатчики уже сейчас устанавливают допустимый порог скорости — например, не превышающий 20 км/ч, а на случай происшествий есть страховка.

Пора приструнить

О том, что электросамокаты, сегвеи, скейтборды и прочий экологический транспорт планируют внести в ПДД как «средства индивидуальной мобильности» (СИМ), стало известно год назад. В пояснительной записке к документу отмечалось, что новые устройства в зависимости от модели могут развивать скорость свыше 35–80 км/ч, «что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами». Поправки, над которыми работает Минтранс совместно с Госавтоинспекцией, предполагают, в частности, что пользователи СИМ будут передвигаться по велосипедным дорожкам или по тротуарам, но не разгоняясь выше 20 км/ч. Если ни того, ни другого нет, то можно выехать на проезжую часть, но держаться как можно правее. Для пользователей СИМ также планируют ввести и специальный дорожный знак — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено».

Кстати, за границей за эти самые СИМ уже взялись. В Германии не разрешают разгоняться свыше 20 км/ч. В Сингапуре на электросамокате можно перемещаться только по специально отведенной велосипедной дорожке. Во Франции «моторизованным устройствам личного движения» запрещено показываться на тротуаре — можно ездить по велодорожкам, дорогам с ограничением до 50 км/ч и по специальным зонам. А в целом предельная скорость для электросамокатов — 25 км/ч. Превысил? На первый раз штраф в €1,5 тыс., на второй — €3,75 тыс. Минимальный возраст вождения — 12 лет.

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский предлагает внести в ПДД также правила управления электросамокатами.

«В ситуации столкновения получается, что столкнулись два пешехода: только один на скорости 3 км/ч, а другой на скорости 20 км/ч. При этом по своим скоростным показателям и массе сегвеи и гироскутеры эксперты относят скорее к велосипеду, а электросамокат — к мопеду. Конечно, управление этими устройствами должно быть четко прописано в ПДД», — отмечал депутат в одном из интервью.

По словам Сергея Смирнова, из-за того, что в ПДД не прописаны ни сами определения, ни правила поведения на проезжей части, тротуаре всякого рода гаджетов на колесах, развернулась юридическая полемика.

«Средств передвижения с электродвигателем огромное количество. Нужно либо давать общие правила и исходить из них, либо конкретизировать. Но конкретизировать, мне кажется, не имеет смысла, потому что неизвестно, что появится условно через год или два, — отмечает эксперт. — Включить в отдельную категорию (что предполагается) и четко указать: либо они двигаются так же, как велосипеды, либо по-другому, условно говоря, как пешеходы. Но тогда встает вопрос: не будут ли в этом случае страдать пешеходы, если разрешить этим скоростным товарищам рассекать по тротуарам?»

Сейчас проект поправок в ПДД находится на этапе общественных обсуждений.

Оригинал материала: https://iz.ru/1056943/elena-motrenko/spornyi-transport-moda-na-elektrosamokaty-dobavila-problem-i-peshekhodam-i-samim-raideram

Мы в СМИ


Автоюрист в Челябинске. Законный возврат прав, помощь при ДТП, споры со страховыми компаниями