Москвичи стали чаще ездить на электросамокатах, сообщили в пресс-службе департамента транспорта города. В среднем за день один электросамокат используют семь раз, а за год и самокатный парк, и количество поездок выросли вдвое. В целом по стране спрос на электросамокаты вырос. Впрочем, и проблемы добавились. Так на жителя Казани составили протокол с лишением прав за якобы пьяную езду на электросамокате. Нередки уже и ДТП с электротранспортом: так в Петербурге после столкновения райдера с велосипедистом первый скрылся, второму понадобилась помощь медиков. О том, что нужно знать желающему прокатиться на электросамокате и какие грядут перемены — в материале «Известий».
Определения нет, ответственность есть
В августе житель Казани 54-летний Дмитрий Хотухов попал в переплет. Он может лишиться водительских прав за отказ от медосвидетельствования по ст. 12.26 КоАП — сотрудники ГИБДД заподозрили его в езде на электросамокате в нетрезвом виде, но развеять сомнения полицейских Дмитрий не захотел.
«Около моего дома, практически у подъезда, ко мне подошли сотрудники ГИБДД, предъявили, что якобы я пьяный управляю транспортным средством, хотя я был трезв! — рассказывал в интервью местному изданию Дмитрий. — Попросили документы, предложили дунуть в алкотестер. Документы на самокат я им предъявил, но проходить тест на опьянение отказался. Что еще за новости, с каких пор самокат стал транспортным средством? Но они взялись составлять на меня протокол, а пока писали, за моим самокатом эвакуатор приехал! Кому рассказываю эту историю — не верят, смеются, потому что бред полнейший!»
Электросамокат по всем правилам погрузили на эвакуатор и увезли — за простой транспорта на штрафстоянке казанцу пришлось заплатить 5600 рублей. Дмитрий Хотухов настроен решительно — планирует идти в суд за возмещением расходов и компенсацией морального вреда. Впрочем, несмотря на то, что у электросамокатов пока нет четкого статуса (новые поправки в ПДД, которые бы определили это средство передвижения вместе с сегвеями и им подобным в отдельную категорию, только готовятся), в зависимости от мощности двухколесное чудо все-таки могут приравнять к мопедам.
«В случае если средство индивидуальной мобильности имеет электродвигатель, который по своим техническим признакам соответствует категории транспортного средства, закрепленного в пункте 1.2 ПДД, то лицо, управляющее им, считается водителем транспортного средства и требования предъявляются к нему как к водителю», — объяснил РЕН начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России Антон Белан. Так, согласно документу, «мопед» — это в том числе и двухколесное механическое транспортное средство, имеющее электродвигатель максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. Казанский «скакун» имел движок мощностью 600 Вт, оттого с него и спрос соответствующий.
С точки зрения закона, говорит автоюрист Дмитрий Славнов, сотрудники ГИБДД действительно правы, и предупредить подобные ситуации несложно.
«Всё просто: надо смотреть документы завода-изготовителя. Если владелец внес изменения в конструкцию сам, то это одно (у нас молодежь любит покупать усиленные аккумуляторы), если же мощный двигатель стоял изначально, то, конечно, водитель должен иметь права категории «М», страховой полис и быть приравнен к участнику дорожного движения», — говорит в беседе с «Известиями» автоюрист Дмитрий Славнов.
Юрист Европейской Юридической службы Евгений Иванов в беседе с «Известиями» отмечает, что казанская история не уникальна, аналогичная практика существует: в декабре 2017 года Ленинский районный суд города Тамбова признал правомерным привлечение мировым судом города Тамбова гражданина за управление электросамокатом в состоянии алкогольного опьянения.
Гроза пешеходов и белок
Формально управляющий маломощным электросамокатом (не подпадающим ни под определение «мопеда», ни «мотоцикла», с двигателем до 0,25 кВт) — пешеход. Но проблемный. Так в Казани водитель электросамоката сбил мальчика на тротуаре — у ребенка двойной перелом. В Санкт-Петербурге при встрече с электросамокатом не повезло велосипедисту — ему понадобилась помощь медиков. В обоих случаях виновники скрылись с места происшествия. В парке культуры и отдыха имени Кирова в Санкт-Петербурге подумывают запретить въезд электросамокатам и велосипедам на территорию парка (пока это правило работает только по выходным) — лихачи на двух колесах сшибают с ног пешеходов и белок.
«Если мощность двигателя не превосходит допустимые показатели, то водитель считается пешеходом. В этом случае, если он сбил пешехода, то возбуждается дело по ст. 1064 ГК РФ, и тот, кто причинил вред, обязан его возместить», — говорит Дмитрий Славнов.
По ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»), размер штрафа варьируется от 500 до 1,5 тыс. рублей.
В случае же, если двухколесный агрегат был мощный, то есть попадает под категорию, например, «мопед», то, по словам автоюриста Льва Воропаева, ответственность будет иной — по ст. 12.24 КоАП РФ («Нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего»).
«Она предусматривает как штраф от 2,5 тыс. до 25 тыс. рублей в зависимости от тяжести вреда здоровью, так и лишение права управления всеми транспортными средствами (на которые у водителя есть права), — от года до двух лет», — говорит «Известиям» эксперт. При худшем развитии событий дело будет рассматриваться в рамках уголовного кодекса.
Евгений Иванов замечает, что практики привлечения управляющего электросамокатом к административной ответственности по ст. 12.24 и ст. 12.27 («Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием») КоАП РФ нет. Пока нет.
«Не исключена возможность применения судами указанных норм КоАП по аналогии с привлечением к ответственности лица, управляющего электросамокатом (приравнивая его к мопеду) в состоянии алкогольного опьянения по ст. 12.8 КоАП РФ», — предупреждает юрист.
К слову, будущему владельцу электросамоката, судя по ситуации в Казани, не лишним будет изучить заводские характеристики модели и быть начеку. А как быть с прокатом, тоже требовать документы? Совсем необязательно, считает автоэксперт Сергей Смирнов.