пр. Ленина 83,
ул. 40 л. Победы 5
8-902-602-88-33
Режим работы:
пн-пт с 9-21, сб-вс с 12-18
settings_phone Обратный звонок

Срезал угол: за этот маневр штрафуют и лишают прав десятки челябинцев

В начале февраля, выезжая со второстепенной улицы Котина на Горького, челябинец Григорий срезал угол поворота, зацепив трамвайные пути встречного направления: его маневр запечатлен на видео с регистратора. Григория остановили сотрудники ДПС, оформили протокол и передали дело в суд, который назначил ему наказание по ч.4 ст. 12.15 КоАП — штраф в 5 тысяч рублей. Маневр характерен для челябинских водителей, а некоторые перекрестки в принципе трудно проехать без срезки. Законно ли наказание за подобное — разбирался сайт 74.ru.

Григорию вменили нарушение сразу двух пунктов правил — 8.6 и 9.6. Первый требует от водителя при повороте налево на выезде с пересечения проезжих частей не оказаться на стороне встречного движения. Второй запрещает езду по трамвайным путям встречного направления.

На первый взгляд, нарушение правил было: выше приведен стоп-кадр из видео, на котором хорошо видно, что на выезде с пересечения проезжих частей автомобиль Григория оказался на встречных рельсах. Уточним, что в данном случае перекресток имеет два пересечения проезжих частей, разделенных трамвайными путями.

Оформленная сотрудниками ГИБДД схема, несогласие с которой водитель отметил в протоколе, показывает его нахождение на встречной проезжей части, хотя из видео это не очевидно. Адвокат Григория Юрий Панченко пояснил следующее:

— Мы провели тщательный анализ видео, и выезда на полосу встречного движения не было, к тому же, если углубиться в вопрос, точное определение момента въезда и выезда с пересечения проезжих частей в отсутствие разметки невозможно, так как само понятие во многом условно. Мировой судья в вынесенном постановлении полностью проигнорировала приложенные к материалам дела объяснения водителя, не дав им оценки.

Спорный вопрос

Разрешают ли правила срезать по встречным трамвайным путям? Прямого запрета на такой маневр нет.

Пункт 8.6 требует от водителя при повороте налево не оказаться на стороне встречного движения, а определение «встречной стороны» содержится в пункте 9.1 ПДД — это половина ширины проезжей части, расположенная слева. Трамвайные пути в данном случае не учитываются (они не являются проезжей частью), поэтому пункт 8.6 наказывает водителей, которые срезают угол по встречной проезжей части, а не встречным путям. По крайней мере это следует из буквальной трактовки ПДД.

— На указанном перекрестке, если основываться на мнении Верховного суда, — два пересечения проезжих частей. Выезжая с первого, водитель оказался на трамвайных путях, и нарушение п.8.6 ПДД невозможно, — считает Юрий Панченко.

Что касается пункта 9.6, запрещающего езду по встречным трамвайным путям, Юрий Панченко пояснил следующее:

— Есть решение Верховного суда РФ (АКПИ №12-676), где представитель правительства Российской Федерации четко заявляет, цитирую: «Под выездом в пункте 9.6 правил понимается движение по трамвайным путям встречного направления с целью обгона транспортного средства или объезда препятствия». Ранее в этом же поставлении уточняется, что пересечение трамвайных путей при поворотах не считает выездом на встречные пути, что не противоречит здравому смыслу. На заседании суда я попросил инспекторов ДПС показать на снимке из космоса, в какой именно момент водитель нарушил пункты 8.6 и 9.6 ПДД, но оба заняли позицию «мы не на экзамен пришли». По всей видимости, на рассмотрение жалобы придется приглашать их начальника, чтобы он дал оценку их компетентности.

Хотя ни сами полицейские, ни суд точку зрения защиты не приняли, раскол наблюдался и в рядах самой инспекции.

— В ответ на жалобу моего клиента начальник подразделения, сотрудники которого оформили штраф, согласился с тем, что выезда на встречную полосу не было, — говорит Юрий Панченко. — Но мировой судья Тракторозаводского района решил иначе и, по сути, выслушав наши аргументы, в постановлении отразил лишь точку зрения инспекторов и назначил Григорию штраф в 5000 рублей.

Интересно также, что в документах суда фигурирует именно езда по трамвайным путем встречного направления, а не выезд на встречную полосу движения. Доводы защиты, несмотря на ссылки на решения Верховного суда, «основаны на неверном толковании закона», а достоверность показаний свидетелей (инспекторов ДПС. — Прим. ред.) у судьи не вызвала сомнений, так как они логичны, последовательны и согласуются между собой.

Автоюрист Лев Воропаев после изучения материалов дела пришел к такому выводу:

— Схема не в полной мере согласуется с видео, и если исходить из последнего и судебной практики, то было лишь движение по путям встречного направления в момент поворота, но не выезд на встречную проезжую часть, то есть нарушения пункта 8.6 Правил из видеозаписи, на мой взгляд, не усматривается. Другим обстоятельством является наличие сплошной линии разметки 1.2, отделяющей трамвайные пути от проезжих частей, что указывает на запрет движения по путям. Однако это обстоятельство не отражено на схеме, но в любом случае наказание за это предусмотрено другой нормой — частью 1 ст. 12.15 КоАП (штраф в размере 1500 рублей), а не частью 4. Что касается вмененной водителю езды по встречным путям, то участка прямолинейного движения не было, поэтому не было и нарушения. Верховный суд РФ многократно разъяснял, что пересечение встречных путей при поворотах налево не является нарушением пункта 9.6 ПДД РФ.

Как поворачивать на перекрестках с трамвайными путями

Когда есть возможность повернуть без срезания угла, лучше выполнять маневр именно по такой, «прямоугольной» траектории: в описанном случае это было возможно.

На некоторых перекрестках срезание трамвайных путей является нормой, например, при повороте налево с ул. Молодогвардейцев (с юга) на проспект Победы. Разрешено ли это?

Сама по себе езда по пологой линии, по мнению наших экспертов, нарушением не является, если водитель не коснулся встречной проезжей части, а зацепил лишь встречные трамвайные пути. Но это уже зона риска, потому что в ситуациях, подобных описанной, суды крайне неохотно принимают аргументы водителей.

Тем более нельзя выезжать на трамвайные пути, отделенные от проезжих частей сплошной разметкой: но опять же, для обвинения водителя в этом случае наличие разметки должно быть отражено в документах, в частности, в схеме.

 


Схема и видео материала на сайте: http://transport.74.ru/text/auto/406135727505415.html

 

20.04.2024