По инициативе профсоюза таксистов Администрация Президента запросила Минздрав сведения о том, как водители, работающие на "Яндекс.Такси", Uber и Gett, проходят медосмотры.
Противостояние столичных таксистов и крупных агрегаторов, которые фактически монополизировали рынок пассажирских перевозок в Москве и в других регионах, вышло на новый уровень. После того как осенью прошлого года агрегаторы снизили стоимость минимальной поездки, таксисты нашли способ, как отомстить им за свои упавшие доходы. С подачи профсоюза таксистов Администрация Президента теперь намерена выяснить, как индивидуальные предприниматели, работающие с агрегаторами такси, проходят медицинские осмотры. Об этом говорится в запросе в адрес главы Минздрава Вероники Скворцовой (есть в распоряжении Лайфа).
Война между таксистами и крупными агрегаторами — "Яндекс.Такси", Uber, Gett — идёт уже давно. Онилайн-агрегаторы с момента их появления не понравились таксистам, потому что быстро и уже безвозвратно обрушили цены. Сначала крупные столичные таксопарки подсели на заказы от виртуальных операторов, а затем и частные предприниматели. Агрегаторы стали диктовать таксистам свои условия — по качеству сервиса, состоянию автомобилей и ценам на поездки. Каждое новое требование агрегаторов таксисты воспринимают болезненно, а иногда дело доходит до митингов и обещаний бойкота.
Последний крупный конфликт между таксистами и крупнейшим сервисом "Яндекс. Такси" произошёл осенью 2016 года из-за установки минимального тарифа на короткую поездку (менее 5 мин) на уровне 99 руб. Это решение вызвало недовольство водителей: вышло так, что на коротких поездках они были вынуждены работать себе в убыток. В сентября по Москве прокатились несанкционированные митинги, в том числе около офиса "Яндекс. Такси". Но никакого эффекта таксисты не добились.
Теперь они решили привлечь на свою сторону чиновников. Дело в том, что онлайн-службы заказа такси никак не влияют и не отвечают за медицинский контроль своих водителей. С подачи московского профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Администрация Президента заинтересовалась, как у агрегаторов обстоят дела с проверкой медицинских осмотров своих "партнеров".
В запросе от Управления президента России по информационным технологиям в адрес Минздрава говорится, что в стране стала популярны услуги такси, которые предоставляют специальные операторы-агрегаторы. Самые известные — "Яндекс.Такси", Uber, Gett.
"Согласно приказу Минздрава от 15 декабря 2014 года, на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления автомобилем распространяется требование о прохождение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра. Просим предоставить информацию о процедурах проведения медицинских осмотров для индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги такси через компании-агрегаторы", — говорится в документе.
Формально московские добросовестные таксисты сами бьются за то, чтобы медосмотры были честными, а водители не покупали себе "левых" путевых штампованных листков — ведь речь идет о безопасности их самих и пассажиров.
— Мы уже года четыре предлагаем поставить в Москве программно-аппаратные комплексы, с помощью которых можно проходить процедуру предрейсового осмотра и исключить человеческий фактор, когда бабушке-врачу приносят шоколадку, и она без осмотра ставит свою подпись, — рассказывает председатель профсоюза Ярослав Щербинин. — И эта система у нас работает в некоторых автопарках. Агрегаторы не хотят связываться с этим, потому что позиционируют себя как компании по передаче информационных услуг и не несут никакой ответственности за состояние здоровья водителя.
По закону все таксисты, работающие по найму, должны регулярно проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Как следует из названий этих осмотров, первый проводится перед началом рейса, а другой — по окончании смены. Медосмотры проводятся за счёт работодателя. Если это крупный таксопарк, то обычно он нанимает в штат своего медика. Частники и мелкие компании могут проходить медосмотры в таких таксопарках, в лицензированных медицинских центрах либо привлекать к медосмотру врачей, работающих в других учреждениях.
Медики должны осмотреть водителя, измерить давление, убедиться в том, что он не пьян, адекватен и полностью здоров. Отметка о медосмотре вносится в путевой лист ежедневно. Если водитель не прошёл медосмотр и его остановит на дороге гаишник, тогда ему грозит административная ответственность по статье 12.31 со штрафом. Гражданина оштрафуют на 3 тысячи рублей, для сотрудника, который выпустил его в рейс без медосмотра, — на 5 тысяч, а компании и частных предпринимателей — на 30 тысяч.
— Если водитель зарегистрирован как ИП, то для прохождения предрейсового осмотра он должен заключить договор с медучреждением. Это может быть даже обычная поликлиника, если у неё есть лицензия на проведение такого рода осмотра, — разъяснил Лайфу положения закона автоюрист Лев Воропаев. — Другой вариант – нанять сотрудника с соответствующей лицензией и оборудовать для него кабинет.
Правда, в жизни всё обстоит иначе. Только в Москве существует десятки коммерческих медицинских центров, которые штампуют для всех желающих медосмотры сразу на целый месяц. Естественно, медики не видят никаких водителей и не проводят никаких осмотров. На одного водителя такой пакет стоит 1–1,5 тысячи рублей в месяц, что гораздо дешевле, чем платить возможный штраф за отсутствие медосмотра.
— Очень редко бывает, что водители проходят настоящий медосмотр. В подавляющем большинстве случаев водители покупают путевые листы, — рассказал Лайфу Щербинин. — Там за месяц проставлены уже все отметки. И если таксистов останавливают гаишники, таксисты вытаскивают путевой лист с соответствующей датой и показывают полицейским. Придраться тут не к чему.
Тем самым, по словам Щербинина, водитель избегает штрафов ГИБДД за то, что не прошёл медосмотр.
Пока сохраняется такая ситуация, страдают пассажиры. Они жалуются в агрегаторы такси на то, что водитель приехал на вызов больным или с запахом перегара.
Однако агрегаторы формально тут ни при чём. Они не должны проверять наличие у таксистов медицинского осмотра, потому что заключают договор с таксопарком или частным предпринимателем лишь на оказание информационных услуг — продают заказы за процент от стоимости поездки.
Представители крупных агрегаторов — Uber, "Яндекс. Такси" и Gett — не смогли оперативно ответить на запросы Лайфа. По открытым данным, в агрегаторе "Яндекс. Такси" сейчас зарегистрировано около 30 тысяч машин, в Uber — порядка 10 тысяч, а в Gett — 12 тысяч. Юрист Лев Воропаев говорит, что формально у агрегаторов нет никаких обязательств перед водителями и клиентами о контроле за состоянием здоровья таксистов.
— У агергаторов такси нет собственных машин. Они заключают договоры с таксопарками или ИП. То есть в данном случае они выступают как информационными посредники между водителем и клиентом, поэтому никакой ответственности они не несут, — резюмирует Воропаев.
Некоторые игроки рынка такси-агрегаторов говорят, что только медосмотрами проблемы качества обслуживания и безопасности не решить.
— Требования об обязательном предрейсовом осмотре — анахронизм, сохранившийся только в России и Белоруссии с советского времени, которым, к сожалению, подменяется реальная забота о безопасности движения. ДТП происходят не из-за того, что у водителя насморк или высокое давление, и не из-за алкоголя, а из-за более прозаичных вещей: отвлечение от дороги на гаджеты, общей низкой культуры вождения и безнаказанности, попыток самоутвердиться за рулём, — рассказал Лайфу Александр Костиков, директор по корпоративным отношениям компании-агрегатора Fasten.— И существующая система выдачи разрешений на перевозки от этого никак не страхует: разрешение же выдаётся на автомобиль, а не на водителя.
По его словам, нужно выстраивать не попытки ограничений через медосмотры, а систему, которая выдавливала бы с рынка такси нечестных и неаккуратных водителей.