Но даже так автоподставщики наносят прямой вред автомобилистам: в регионах с активными мошенниками действуют завышенные территориальные коэффициента ОСАГО, что приводит к сильному удорожанию полисов. В Челябинске коэффициент долгое время был рекордным для России (2,1), затем его снизили до 1,77, но даже так он остался одним из самых высоких в стране. Во время декабрьской корректировки ОСАГО для Новосибирска территориальный коэффициент увеличили вдвое — с 1,56 до 3,12 единицы. Банк России объяснил этот шаг активностью автомошенников, поэтому весь их «доход» так или иначе раскидывается на всех автомобилистов через завышенные базовые ставки ОСАГО (их страховые могут выбирать из диапазона) и территориальные коэффициенты.
Можно ли привлечь водителей к уголовной ответственности?
Автоюрист Лев Воропаев отмечает, что в последнее время ГАИ всё реже выезжает на оформление аварий без пострадавших, предлагая водителям вызывать аварийных комиссаров и оформлять аварию в рамках европротокола. В целом это не противоречит закону, а при определенных условиях лимит выплат по европротоколу составляет 400 тысяч рублей (как и при оформлении через ГАИ).
Но такой «щедрый» европротокол облегчает жизнь и мошенникам, и в описанной выше схеме оформлением ДТП занимаются только они.
Перспективу привлечь их к ответственности после публикации подобных видео Лев Воропаев оценивает скептически.
«Полиция вряд ли будет заниматься делом, где не видно ни номеров машин, ни лиц, тем более если речь об одном-двух случаях, — говорит он. — Подавать заявление в полицию должна пострадавшая сторона, в данном случае это страховая компания. У нее есть все данные машин и водителей, и в этом случае возбуждение уголовного дела возможно».
Как найти страховую?
Олег готов передать записи страховым, но не знает, куда именно отправлять видео.
«Крупных страховых в целом не так много, но, думаю, самое разумное для автора видео — направить заявление в Российский союз автостраховщиков, приложив видео, и они уже смогут установить страховую компанию и передать записи ее службе безопасности», — считает Лев Воропаев.
При этом он сомневается, что уголовное дело возбудят на основании единственного видео: по мнению Льва Воропаева, для уголовных дел нужны неопровержимые доказательства.
«Необходимо доказать умысел, а для этого требуется показать цепочку событий, связанных одним мотивом, — говорит он. — Сам факт, что водитель остановился на перекрестке, а другой в него врезался, вряд ли послужит веским доказательством умысла. Один водитель скажет, что у него сломалась машина, второй — что отвлекся. Поэтому нужно предоставить как можно больше записей».
Оригинал материала: https://74.ru/text/auto/2026/01/14/76212862/


