Первым воздействие нового Федерального закона N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ощутил на себе таксист-нелегал, задолжавший своей бывшей семье 26 тысяч рублей алиментов. Теперь по закону ему грозят обязательные работы сроком до 50 часов или лишение прав на год.
Еще один должник вовсе отказался расписываться в том, что получил уведомление. Кстати, его долг почти в 600 тысяч рублей образовался из-за причиненного им вреда здоровью во время преступления. В результате судебному приставу-исполнителю не оставалось ничего делать, как зачитать при понятых постановление об ограничении права на управление транспортным средством и вручить должнику копию. В Приамурье ограничения на управление автомобилем введены уже для 223 должников.
Позиция Федеральной службы судебных приставов такова: как только возбуждается исполнительное производство, человеку необходимо послать уведомление. В нем обозначается срок на добровольную уплату (те самые пять суток), а также предупреждается, какие меры могут быть приняты. Все - это и есть первое уведомление, никакого особого предупреждения, что могут изъять права, ждать не надо.
Как рассказали "РГ" в ФССП, как только глава государства подписал закон, судебные приставы немедленно стали добавлять в уведомлениях строчку, что человек может быть ограничен в праве управления транспортным средством. Кроме того, была разработана специальная форма уведомления для тех, на кого исполнительные производства были заведены раньше. Такое уведомление может быть заочным. Его надо прочитать внимательно и отнестись к нему стоит серьезно. Зато сообщать, что отныне водительские права человека заморожены, положено лично. Поэтому теоретически должник может стать пешеходом после первой же личной встречи с судебным приставом (если уведомление получал не в руки, а по почте).
Принципиальный вопрос: вправе ли были судебные приставы рассылать такие уведомления сразу после подписания закона, но до того, как он вступит в законную силу?
- Говорить об обратной силе можно было бы, если б человека ограничивали в праве управления транспортным средством за то, что он в прошлом году просрочил на несколько месяцев штраф за нарушение правил, а потом заплатил, - рассказал "РГ" партнер юридического бюро Дмитрий Шевченко. - Если бы ему сейчас предложили походить пешком столько месяцев, насколько он затянул с расплатой, это было бы грубейшим нарушением правовых принципов. Примерно, как с расстрелом валютчиков в советское время. Но ведь об этом же сейчас речи нет, так что вряд ли стоит заниматься буквоедством. В конечном счете, цена вопроса - только пять дней, от 15 до 20 января. Легче заплатить по долгам, чем спорить об обратной силе закона.
Однако, по мнению других юристов, в данной ситуации для уведомлений, отправленных до срока вступления в законную силу этих поправок, новые санкции не должны распространяться.
По словам юриста Льва Воропаева, в отношении тех водителей, которым было разослано уведомление до вступления в силу поправок в этот закон, действуют те же нормы, которые действовали в период вынесения уведомления. Человек был предупрежден только о тех санкциях, которые ему грозили на тот момент. Применять к нему нововведенные санкции - невозможно. В любом случае речь идет об ужесточении ответственности.
Того же мнения придерживается и редактор журнала "За рулем" юрист Сергей Смирнов. По его словам, в данном случае уведомление и санкция связаны между собой. Поэтому судебные приставы могут уведомить о долгах и возможных мерах с момента вступления в силу закона, то есть 15 января, а ограничивать действия прав - только 21 января.
В ГИБДД "Российской газете" сообщили, что вообще это не их тема. В данном случае решение принимает судебный пристав. Никаких рейдов по этому вопросу проводиться не будет. Если водителя остановит инспектор и в базе окажется, что действие его водительского удостоверения приостановлено, материалы дела направят в суд. Задерживать права никто не будет до решения суда, то есть составят протокол, оформят рапорт и отпустят.
В то же время в ГИБДД считают, что столь скоропалительное ограничение в правах несколько незаконно и напоминает историю с вступлением в силу поправок, касающихся усиления ответственности для тех водителей, которые повторно попались нетрезвыми за рулем. Так вот тех из них, кто попался вторично до вступления в силу поправок в Уголовный кодекс, Верховный суд решил наказывать, как тех, кто совершил такое нарушение в первый раз. Ведь усиление наказания произошло после нарушения, а отмененные санкции применять уже нельзя.
По всей видимости, спорный вопрос применения приостановления действия специальных прав также придется решать Верховному суду.