Каждый пятый погибший в ДТП в Москве лишается жизни уже при его оформлении. Вышедших из своих машин водителей в этот момент сбивают несущиеся по трассе машины. Такую статистику приводят автомобильные общественники. Как выжить при оформлении мелкой аварии на трассе, выяснял корреспондент “Вестей FM” Сергей Гололобов.
Мелкая авария на скоростном шоссе: машины по правилам останавливаются там, где они столкнулись. Водители выставляют аварийные знаки, заполняют бумаги, фотографируют. В этот момент часто и происходит вторичное ДТП, говорит администратор общественной системы "Обеспечение безопасности дорожного движения" Константин Крохмаль.
КРОХМАЛЬ: Ну, например, на МКАД мелкое ДТП: по закону нужно оставаться на месте и ждать гибэдэдэшника для оформления. Так вот, скоростной режим там большой, и когда водители останавливаются, сзади на огромной скорости врезается фура.
Причем статистики ГИБДД именно по вторичным авариям нет, отмечают общественники. Но проблема эта крайне серьезная. Сразу покинуть место ДТП водители боятся. Они все знают о второй части статьи 12.27 КоАП – “Оставление места ДТП”, которая чревата арестом до 15 суток и лишением прав на полтора года. И даже плакаты на некоторых скоростных трассах, призывающие срочно убрать с проезжей части аварийные машины, автомобилистов никак не стимулируют. Но страхи напрасны. Инспекторы в такой ситуации, скорее всего, применят более “мягкую” часть той же самой статьи 12.27 – первую: “Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами, в связи с ДТП”. Штраф – всего лишь 1 000 рублей, поясняет автоюрист Лев Воропаев.
ВОРОПАЕВ: Часть первая отличается от части второй тем, что если водитель не исполнил какие-либо иные требования, связанные с ДТП, ну вот, в частности, отъехал на 5 метров с места аварии, не выставил знак аварийной остановки, не включил аварийную сигнализацию и так далее, – вот за это предусмотрена часть 1. А по части 2 наказывают, если водитель взял и уехал с места ДТП. То есть если его в момент оформления ДТП никто не обнаружил.
Кроме того, на защите срочного съезда на обочину при мелких ДТП стоит еще одна статья КоАП – 2.7. Она освобождает от ответственности автомобилиста при крайней необходимости, напоминает Константин Крохмаль.
КРОХМАЛЬ: Есть статья 2.7 КоАП РФ. Она называется “Крайняя необходимость”. И вы можете сразу же покинуть место ДТП, потому что вы подвергаете опасности свою жизнь. Но этого никто не знает! ГИБДД не разъясняет, никто не разъясняет! Как будто всех всё устраивает. Я считаю, что эту ситуацию надо кардинально менять. Потому что вот этих мелких ДТП, которые перерастают в серьезные, их огромное количество.
На практике, правда, к этой статье КоАП ГИБДД и суды относятся очень осторожно. Ибо “крайняя необходимость” – понятие весьма абстрактное, а потому коррупционное, констатирует руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский.
ШУМСКИЙ: “Крайняя необходимость” – это формулировка, которая есть в КоАП, но за 15 лет административной практики я встречал ее применение только один раз. Потому что ГИБДД и судьи боятся обвинений в коррупции, боятся обвинений в какой-то ангажированности. Сразу же следует обвинение, если эта статья применена, мол, не является ли это какой-то попыткой уйти от наказания. Поэтому вот эти поблажки, которые фактически есть в КоАП, они реально не используются. К сожалению, судья встанет на сторону обвинения.
Кроме того, у автомобилистов есть опасения, что если съедешь на обочину после мелкого ДТП, то возникнут проблемы с выплатой страховки. Хотя сами автостраховщики заверяют, что можно быстро сделать одну фотографию на месте ДТП, а все остальное оформить уже на обочине. Тем не менее проблема вторичных аварий есть, и её надо как-то решать. Прежде всего – путем внесения в ПДД простых и понятных всем формулировок, настаивает Александр Шумский.
ШУМСКИЙ: Например, “произошло ДТП – немедленно покинуть дорогу”. То есть не должно быть трактовок, не должно быть обвинений водителя в том, что он неправильно понял ПДД. Поэтому формулировки все переписать, уточнить и перевести их на тот нормальный язык, который понятен водителю. Правила дорожного движения написаны непонятным языком. Они написаны языком 60-х годов, сложными юридическими терминами, которые не то что водители, но иногда и Госавтоинспекция не до конца понимает, трактуя по-разному.
Также эксперты предлагают изменить требования к аварийным знакам – сделать их больше, возможно, со световыми мигающими сигналами, и выставлять их дальше, за метров 70 – 80. Это позволит подъезжающим автомобилистам увидеть такие знаки на расстоянии, успеть среагировать и не попасть во вторичное, как правило, тяжелое ДТП.
Оригинал материала: https://radiovesti.ru/brand/61178/episode/2250193/